Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №4 (апрель) 2014 год


А вы знаете, что....
Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины - ниже 120 см



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№4 (220) 2014 год / 42 страница

Традиционная культура
Можно много говорить о проблемах, которые накопились в сфере культуры. Жаловаться на маленькую зарплату, слабую материально-техническую базу учреждений культуры и их недостаток, отсутствие должного внимания к проблемам со стороны власти. А можно эти проблемы начинать решать, давая сельским педагогам, руководителям школ искусств и фольклорных ансамблей знания, в которых они очень нуждаются.

Почему бабушки не носят головные уборы с лентами

Такой своеобразный толчок к дальнейшему развитию для одних и пошаговые действия по созданию коллективов для других дал Алтайский государственный дом народного творчества на курсах повышения квалификации по теме: «Традиционная культура: проблемы сохранения и развития».
В течение восьми дней работники культурно-досуговых учреждений, руководители фольклорных коллективов, преподаватели ДМШ, ДШИ, объединений, студий, кружков из Барнаула, Горно-Алтайска и 20 муниципальных образований края изучали хоровод и его традиции, танцевальный фольклор Алтая, посещали выставки народного ремесла, обсудили проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры. Две большие темы вели приглашенные специалисты из Новосибирска и Волгограда.

Наталья Науменко
Руководитель регионального отделения Российского фольк­лорного союза, член Общественной палаты Алтайского края. Наталья Науменко рассказала:
– На курсы приехали 35 человек – это группа людей, в основном подготовленных, которые давно занимаются народной темой и понимают, о чем идет речь, у них уже есть опыт, чтобы задавать вопросы. Приехали люди и «случайные» пока, из районов, где нет фольклорных коллективов. Мы не живем в народных традициях, мы их не видим. И если специалист в районе всего один, ему не хватает общения, опыта, нет рядом коллег. Сегодня мы видим, что наши сельские фольклористы уже готовы к тому, чтобы курсы проводились по узким темам, например по мужской культуре. Все пришли к выводу, что учиться этому должны не только мужчины, но и женщины, которые могут перенять опыт воспитания мужчин в своем коллективе. И курсы, и фестивали, которые проводятся в крае, направлены на то, чтобы коллективы двигались дальше, иначе перспективы развития у них не будет. У людей есть интерес, есть желание учиться, которые мы поддерживаем.

Татьяна Куликова
Из интересных, практико-ориентированных бесед с этнографом, культурологом и фольклористом из Новосибирска Татьяной Куликовой слушатели узнали, как правильно называть, носить и шить головные уборы, в каких случаях их надевать. Чтобы бабушку не рядили в девичий убор с лентами, а девочек в кокошник – убор замужней женщины.
– Мы стоим на сцене, и люди считают, что все у нас правильно, а мы при этом очень далеки от эталона, – рассказала Татьяна Юрьевна. – То, что у нас происходит в массовой культуре, когда она касается народной темы, никакого отношения к народной культуре на самом деле не имеет. Очень показательной была одна из программ передачи «Модный приговор», когда корифеи моды, каковыми себя считают ее ведущие, по поводу калужского бисерного украшения руководителя лучшего в стране фольклорного ансамбля «Народный праздник» сказали, что видели что-то подобное у африканского племени масаев…. Я специально пытаюсь изменить установку своих слушателей, рассказываю не только о предмете ручного рукоделия – головном уборе, а даю общекультурные, духовные составляющие, которые есть в любой традиции, в любом костюме. Моя задача – сдвинуть с мертвой точки те ложные представления, которые в них крепко сидят в силу полученного образования. Если эта подвижка произойдет – уже достижение. Я понимаю, что процессы эти не быстрые и очень сложные, и над ними непременно нужно много трудиться, чтобы получить результат.

Ирина Линдт
Преподаватель фольклорного отделения кулундинской дет­ской школы искусств. Приехала на курсы повышения квалификации уже не первый раз.
– Я сюда привезла еще и Ингу Онипко – маму участника фольклорного ансамбля «Верея», которая нам шьет сценические костюмы. Потому что сама не шью, а «на пальцах» объяснять проблематично, ведь все это надо посмотреть, потрогать, поговорить со специалистом. Теперь наши костюмы будут перерабатываться: Инга «замучила» преподавателя своими вопросами… Что касается вокала, все подробно я, конечно, не возьму, но специалист с таким опытом дает методику, которая перекликается во всех коллективах: как работать с детьми и взрослыми, найти подход к человеку, раскрепостить его, научить петь.

Ольга Никитенко
Заведующая кафедрой традиционной культуры Волгоградского государственного института искусства и культуры. Она осталась довольна своими слушателями:
– Меня поразила программа, по которой работает Дом народного творчества. Курсы бесплатные, это просто потрясающе, у нас этого нет. Аудитория интересующаяся, вопросов так много задавали. Думала, еще бы денечек, на все бы ответила, но это только кажется, появились бы новые вопросы. И это хорошо. Думаю, основное направление – выразительность пения традиционных песен – осветить получилось не только теоретически, но и на практике. Слушатели поняли, что такое работа с текстом, как раскрывать подтекст, как узнать, в каком контексте эта песня рождалась. Уверена, что появилось понимание, как песню подавать слушателю. Традиционная песня очень сложная на самом деле. Нам, современным, ее трудно понять, принять и почувствовать, поэтому нужен большой труд руководителя коллектива, прослушивание аутентичных и коллективов. Мы, кстати, нашли общую песню, которую поют казаки у вас и у нас – отработаем ее, добавим движения и получится практически новый номер «Туман яром» с казачьими пританцовками. Не могу слышать, когда говорят: это сложно, мы попроще возьмем, а кто будет этот материал делать? Пусть лежит и пылится, пока совсем не забудется?
На лекциях маститым преподавателям задавали много вопросов: что делать, если в коллективе мальчики разного возраста, как подбирать для них репертуар, как воспитывать, чтобы они не стеснялись на сцене. Разговор шел и о вечном поиске общения с детьми на одном языке, на одной волне, ведь многие из них слушают рок или рэп. И сами же участники находили ответы: в народных песнях очень глубокие слова, а попса петь такие песни просто не умеет.

Наталья Кваша
Педагог по музыке мамонтовского детского сада, руководитель фольклорного семейного ансамбля «Истоки». Ее мнение:
– На такую учебу я попала впервые после окончания Академии искусств шесть лет назад и поняла, как выросли местные фольклористы. Появляется желание чему-то учиться. Вообще я увидела, что в Год культуры уделяется такое внимание традиционной культуре. Это замечательно, потому что дает стимул двигаться и развиваться дальше.
Олеся МАТЮХИНА






Общая информация


Цитата

Татьяна Куликова:
«То, что у нас происходит в массовой культуре, когда она касается народной темы, никакого отношения к народной культуре на самом деле не имеет»
 
Интересно

Кокошник – убор замужней женщины
     

Заметки

Традиционная песня очень сложная на самом деле. Нам, современным, ее трудно понять, принять и почувствовать, поэтому нужен большой труд руководителя коллектива 
Цитата

Наталья Науменко:
«Мы не живем в народных традициях, мы их не видим. И если специалист в районе всего один, ему не хватает общения, опыта, нет рядом коллег»


 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2017 г.©