Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь

Газета «Природа Алтая» №5-6 2008 г. (май-июнь 2008)

А вы знаете, что....
С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 миллиардов клеток, и число это до самой смерти не увеличивается. Hапротив, после 25 лет оно сокращается на 100 тысяч в день. За минуту, потраченную вами на чтение страницы, умирает около 70 клеток. После 40 лет деградация мозга резко ускоряется, а после 50 нейроны (нервные клетки) усыхают и сокращается объем мозга.

на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№5-6 (149-150) 2008 год / 38-39 страница

Записки юного эколога или Монголия где-то рядом…

В этом рассказе можно будет прочесть о красотах природы, о впечатлениях, мыслях и чувствах, печалях и радостях простого ребенка, попавшего в экспедицию. Экспедиция – одно слово, которое вмещает в себя так много!
ГЛАВА 1 Сборы, предшествующие экспедиции, и 1-й день.
Вернувшись из Казахстана, я, как и многие другие, решила участвовать в следующей экспедиции «Начни с дома своего». Целый год мы, члены ЭКО «Глобус», зарабатывали «плюсы», чтобы оказаться в рядах юных экологов на монгольской земле.
Как ни странно, вещи я собирала в последний вечер (чего никогда не было). Нашу Третьяковскую делегацию провожали с центральной площади представители районной администрации, наши родители и СМИ. В Змеиногорске встретились с делегацией из Змеиногорского района, с которой пытались петь общие песни, пока ехали до Барнаула.
Водитель автобуса, Виктор Владимирович, «старый» член экспедиции терпел наш ор, особенно Валерочки Лопатина, молодого человека 16 лет, не умеющего молчать, сохранять спокойствие и любящего рок-группу»КиШ».
Приехали в Барнаул, встретились, дождались, загрузились в автобус. Приехали на поляну протоки реки Оби, место, доложу я вам, просто отличное! Тишина, покой, безмятежность берут тебя в свои ласковые объятия с первой минуты. Разбили лагерь, прошли обряд посвящения в экологи. Ужинали глубокой ночью. Я была дежурная, на костре готовить не умею вообще! Никак! Но нет ничего невозможного - это я доказала.
ГЛАВА 2 День второй и третий.
Первое выступление. Ботанический сад. Перевалы.
Что может быть прекраснее августовского утра! Согласитесь, что туман, поднимающийся над рекой, является одним из лучших средств пробуждения.
Позавтракав, мы отправились на пресс-конференцию в Алтапресс. Именно там состоялось наше первое выступление. Прошло оно на «ура». Мы сами себе понравились, не говоря уже о журналистах, краевых депутатах и представителей краевой администрации.
У меня появилась ответственность перед взрослыми за успешное проведение и завершение экспедиции. Уже сплотившаяся команда отправилась в Республику Алтай. Горный Алтай встретил нас удивительными пейзажами реки Катунь, среднегорьем и сосновым лесом, который окружал Ботанический сад Республики Алтай.
Радушие хозяев не знало предела - нам разрешили разбить лагерь на чудесной зеленой лужайке. Шум реки, перекаты, сосновый чистый воздух давали ощущение покоя и умиротворения. На той же поляне отдыхала семья из Швейцарии - первые иностранцы, встреченные нами. Пришлось лихорадочно в уме находить запас иностранных слов. После ночевки (спали как убитые), официально общались со швейцарцами, подарив им свои песни, галстуки, футболки и подшивку газет «Природа Алтая».
Затем был трудовой десант - сбор курильского чая. Первый раз в жизни я собирала чай. Какая это трудоемкая работа! Старались все, не хотели показать свою слабость. Поблагодарили за гостеприимство работников сада и в путь по Чуйскому тракту до поселка Акташ.
Я даже не думала, что Горный Алтай такой красивый! Дух захватывает, когда поднимаешься на перевал!. Семинский и Чике-Таман, Белый Бом - новые названия в моем географическом словаре.
Кедр и лиственница, пихта и береза, такого большого разнообразия растительного покрова я не видела. Ольга Ивановна всю дорогу показывает и рассказывает мальчишкам о формах рельефа, о том, как образуются террасы. На реке Чуя мы их насчитали до 7 штук. Только к 10 часам вечера мы прибыли на место стоянки, где за рекордно короткое время поставили палатки. Ужинали опять ночью и под шум дождя легли спать.
ГЛАВА 3 Глава неудачных погодных условий
«У природы нет плохой погоды…» - хочется вспомнить слова известной песни. Несмотря на то, что все встали замерзшими и промокшими, мы могли восхищаться природой. Умытая дождем трава сверкает в лучах восходящего Солнца, где-то рядом течет горная речка и последние капли дождя срываются с вершин многолетних пихт и лиственниц...
Вот это зреть с утра пораньше посчастливилось юному экологу, т. е. мне! Авральная работа – заготовка дров не омрачила впечатление утренних красот. Сергей Иванович все утро повторял, что нужно заготовить много дров, будем в Монголии – там дров нет.
Мы не верили, т.к. дрова около нашей стоянки были везде. Но наши юноши, показывая свою силу, старались вовсю, таскали, пилили, рубили дрова.
Загрузив все вещи и дрова, мы снова двинулись в путь. Двигаемся все дальше от дома, ближе к границе. Во время пути оторваться от окна автобуса было просто невозможно. Во всей красе перед нами встали высокие горы со снежниками и ледниками, трогами и карами.
Дима Савин объяснил, что это Северо-Чуйский хребет с ледником Малый Актру. Вот это мощь и величие! А Курайская степь в обрамлении гор - не менее красивая и величественная, как и корабли пустыни – верблюды. Они, не обращая внимание на наш автобус, гордо шли по пустынной территории.
Впечатляют бескрайние просторы, нигде ни кустика, ни деревца – всюду голая, пустынная и неприветливо-холодная земля. Конечный пункт Чуйского тракта – Ташанта - встретила нас холодом. Дикий холод, ветер, зуб на зуб не попадает. Поэтому быстро поужинали и пошли спать в палатки, чтобы хоть как-то спрятаться от холода.
ГЛАВА 4 Граница. Монголия. Баян-Ульгий.
Сегодня очень важный день, т.к. экспедиция должна пересечь границу, государственную границу с Монголией. И, словно в сказке, произошло чудо: стало значительно теплее. Я поняла это как добрый знак.
«Штурмовать» границу начали с утра. Сам процесс занял очень много времени. Все время пребывания на границе я провела в напряженном ожидании. Дело в том, что в прошлом году при переходе через границу с Казахстаном у меня возникли проблемы с документами, поэтому «счастливые» воспоминания не давали покоя. Но волнения оказались напрасными, все прошло хорошо.
Я в Монголии!!! Наконец-то это произошло. Мы выехали за пределы нашей необъятной Родины, впереди нас ждет встреча с Монголией, загадочной и неизвестной страной.
Монгольское бездорожье началось сразу, после таможни. Дорога есть и ее нет, т.к. нет асфальта и автобусу приходится на малой скорости двигаться вперед. Первые юрты, первых монголов, первый перевал мы встретили с любопытством и настороженностью.
Другая страна!!! Асфальт перед Баян-Ульгий нас приятно обрадовал, а заехав в аймак, мы сразу почувствовали гостеприимство монгольского народа, да и здания магазинов, банка, театра нас успокоили. На улице встретили еще двух американцев.
Напрягая свой словарный запас английского языка лихорадочно начинаем общаться - смех, песни сделали свое дело – настроение поднялось, и мы снова по ночной монгольской степи отправились искать место стоянки.
Проснувшись утром, обнаружили рядом с нами юрты монголов. Вот это пейзаж! Редкая растительность полупустыни, юрты, стада коз и овец, а вдалеке каменистые горы. Горная речка нас сильно обрадовала т.к. безумно хотелось мыться. Незабываемое ощущение ледяной воды, дикого ветра – в общем, полный экстрим. Обратили внимание, что очень быстро сохнут вещи. Накупавшись и постирав свои вещи, чувствуешь себя человеком. А как же монголы? Они ни разу не подошли к реке, не то что мыться! Зато разрешили нашим мальчишкам прокатиться на коне, угощали своим национальным сыром.
Горы, холодные скалы
Без жизни, без звука, без сна.
Им речка Буянт напевала
О том, что любила она
И пела она, словно дева,
О той красоте, что порой
Встречает ее королева
Монголия. Слог был такой:
«Бескрайние степи прекрасны,
Печален, спокоен их вид.
Но стоит их ветру коснуться,
То он их тотчас оживит.
Прекрасно и небо над ними -
Прозрачно оно, как вода.
И демоны в розовом доме
Спускаются ночью. Когда
Встает над горами светило,
Все зло исчезает, и я
Вдруг делаюсь ласковой, милой
При свете монгольского дня.
Пусть песня моя не красива
И нет слишком громких в ней слов,
К Монголии чувства сказала, пропела
И скрылась меж двух берегов.
Горы, холодные скалы
И степи, что даль не видна,
И небо, что видела я - вот такая
Монголия, ты для меня!

(От редакции. Здесь мы делаем небольшой перерыв и публикуем дневник Алисы с момента возвращения на родину).
ГЛАВА 8 День безделья. Возврашение в автобус. Баян–Ульгийская поляна.
У нас сломалась машина, поэтому с утра некоторые мальчики уехали заниматься ремонтом. Девушки решили устроить «банный день», т.е. вымыться в замечательной горной и жутко холодной реке Буянт. Ощущения, доложу я вам, незабываемые – холодная вода, ветер – все условия для мытья.
После водных процедур все занялись важными для каждого делами. Кто–то ушел в горы, кто–то сел писать дневник, кто–то загорал, лежа под монгольским солнышком, а кто–то просто спал в палатке.
Ближе к вечеру вернулся Женя (почти худ. рук. нашей экспедиции. ПОЧТИ!!!) и сказал, что машины на пути к лагерю. По уже отработанной схеме мы собрали лагерь. По времени этот процесс занял минут семь. Затем приехал автобус, и мы уехали. Прощай, Ховд, нас ждет Россия. Вернее не сразу Россия, но все же мы были на пути к дому.
В середине дороги опять сломался УАЗик, поэтому все вещи из него мы погрузили в КАВЗик и уехали, оставив одного из руководителей (а по совместительству водителя УАЗика) на дороге. С этого момента С.И. ехал с нами, но от этого мало что изменилось.
Ехали как всегда долго. Впрочем, господа экологи уже привыкли к таким переездам, и если не наслаждались, то уже не страдали в пути. Только поздно вечером приехали мы в БАЯН–УЛЬГИЙ, где нас ждал наш родной большой и с мягкими креслами автобус, и, увидев его, многие пересели туда, но я и еще шестеро несчастных, утрамбованных так, что не повернуться, вылезать не решились. А меньше, чем через полчаса мы уже разбивали лагерь на поляне, на которой стояли пять дней назад.
Поставили палатки. Залезли в спальники. Уснули. Все!!! Почему все??? Потому, что после долгого пути все очень устали, и от этой усталости мог спасти только долгий и глубокий сон эколога.
Была абсолютно не важна ночная температура и влажность воздуха – сон настоящего эколога не нарушишь ничем. Именно поэтому поляна, где стоял наш лагерь, минут через пять содрогнулась от дружного храпа членов экспедиции.
ГЛАВА 14 Путь до границы. Ночевка в юрте. Граница.
Спали долго, а посему проснулись чуть–чуть помятые, слегка опухшие, но страсть какие довольные. После каквсегдатошнего построения мы снова отправились в путь. Ехали–ехали, ехали–ехали, ехали–ехали и приехали прямо к границе, и необъяснимое чувство того, что Родина где–то близко, пробралось в сердце, пробралось и больше не исчезало.
Однако не стали мы разбивать лагерь. Нас всех ждал сюрприз – ночевка в юрте!!! Не смутили нас ни теснота, ни духота и даже запах сала, висевшего над потолком, нас не смутил. Готовили ужин тоже, в так сказать, национальных постройках, но ели за столом и даже сидели на стульях, а после трапезы мыли посуду в теплой воде. Уснули быстро.
Интересно наблюдать за 30–ю экологами, расположившихся на полу в юрте! Но интереснее было просыпаться утром, т.к. несмотря на то, что все одновременно уснули, несмотря на жизнеутверждающее: «Лагерь подъем!» в исполнении С.И., каждый просыпается по–своему. Кто–то мгновенно вскакивает и начинает бегом по головам еще лежащих пробираться к двери, а кто–то напротив – лежит, сладко зевая и лениво подтягиваясь.
Но, как бы то ни было, все встали, спели гимн на построении, чем привлекли всеобщее внимание. Но это было не совсем обычное построение: С.И. решил, что нам перед всеми нашими выступлениями надо приготовить речь. Об этом он говорил много раз, но в это утро решил претворить слова в дело и устроил «прогон речей» для абсолютно всех. А после мы дошли до автобуса и выехали на границу.
Не забуду я, да и многие эти 3 часа (по самым скромным подсчетам), проведенные на границе. Потом на нейтральной территории. Потом въезд в Россию. Непередаваемая, безграничная радость просто переполнила всю меня.
«Я дома, я в России», - кричало мое сердце, вырываясь из груди.
Именно в такие моменты понимаешь, как дорога тебе твоя страна. И какой бы она не была, все равно лучше нигде и ничего нет. Сколько силы и мощи скрывается в одном слове – Россия!
Скажешь только «я – россиянин», и силы появляются, и настроение улучшается, и жизнь становиться намного прекраснее от осознания того, что ты родилась в России...
Эти и другие мысли посетили меня при переезде через границу.
Потом опять ехали, но уже по своей земле. То тут, то там уже показывались деревца, дома, а не юрты. Мы проезжали церкви, а не мечети, и они радовали нас своим видом.
Эх, хорошо дома!!!
Приехали мы засветло на знакомую поляну, где еще остались следы от наших палаток. Вновь развели костер, приготовили ужин, но в каждом действии уже была какая–то нотка грусти и расставания. Нотка еле заметная, почти неуловимая, но была…
А пока эта нотка не развернулась в прощальную симфонию, мы все радовались жизни, пели песни у костра и вообще радовались...
ГЛАВА 20 Ботанический сад. Банный день и немного философии.
«…Все в жизни возвращается на круги своя» – именно эти слова из первыми пришли в голову тогда, когда мы въезжали в Ботанический сад.
Вся жизнь наша движется по кругу, да что жизнь – даже маршрут экспедиции… В Ботаническом саду мы писали первую страницу, там же и писали последнюю. Вроде то же место. Те же палатки, тот же коллектив…
Нет, не так. Мы изменились. Мы перестали быть друг другу просто знакомыми, почти чужими - мы стали одной семьей, даже не командой – семьей, а это что – то значит!!!
С утра, а точнее с последней минуты построение все жили в предвкушении угадайте чего? Вкусного обеда? Нет. Долгого сна в палатках? Тоже нет. А чего же тогда? Долгожданной, несравненной, жаркой русской баньки!..
Вымылись все, и все вспомнили строчку из песни. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - слышалось от чистых экологов, а далее по плану – разгрузочный день. Мы устроили фотосессию на фоне растительности Ботанического сада, просто весело проводили время.
Далее мне простояло готовить ужин, что сделала я, мне кажется, лучше, чем в первый вечер, и звание самого плохого повара я с гордостью сменила на вполне сносного…
С утра мы, вот уже в который раз, собрали лагерь, и поехали в сторону Барнаула. По пути заехали в Сростки – на родину В.М.Шукшина, где забрались на Пикет и смогли полюбоваться Катунью. После того как мы спустились, наш друг - автобус с комфортом доставил нас на место нашей последней стоянки.
В последний раз мы ставили палатки. В последний раз пели гимн и поднимали флаг, в последний раз ужинали впотьмах – все было позади. Всем запомнился просто замечательный, вкусный и самый последний ужин. А потом – бессонная ночь с песнями под гитару.
Мы сидели последний раз у костра, и каждый вспоминал что–то свое, что–то, запомнившиеся только ему, ведь кроме общих дел у каждого из нас было свое, маленькое, тайное для всех.
Именно тогда мы все про себя подумали, что после окончания экспедиции еще не раз с улыбкой и легкой грустью вспомним всех коллег–экологов, все наши песни у костра, все места, в которых побывали, все чувства, которые испытали.
И как бы там ни сложилась наша дальнейшая судьба, мы все равно встретимся. Почему? Потому что если много людей хотят одного и того же, то это обязательно исполниться, и несмотря ни на что наша встреча состоится!!!
ГЛАВА 21 Последние часы. Выступление. Прощание.
Подъем, несмотря на бессонную ночь, был ранний. Мы встали, умылись, собрали лагерь. Начался обмен адресами и пожеланиями. Слез пока нет, но они где–то рядом.
20 минут - и мы уже в столице Алтайского края, в городе с величественным названием Барнаул. Ждали нас в АЛТАПРЕССе в конферец-зале, где мы выступили. Затем выступили мы также и на заседании краевого совета народных депутатов. Слезы вот-вот польются из глаз, и, словно горные реки Монголии, прозрачные, высохнут под палящим солнцем…
По уже многолетней традиции все экологи встали в орлятский круг и по очереди каждый сказал то, что хотелось всем своим новым друзьям. И вот на этом – то моменте слезы у многих и появились.
Слезы – та реакция, которая показывает искренность ко всем, и видя чьи-то слезы, понимаешь, что не зря мы проехали более 3000 км, преодолели все преграды, встававшие на пути. Те кто прощался со всеми без слез, те плакали внутри, так, чтобы никто слез не видел, чтобы они остались тайной для окружающих. Да не все ли равно, были слезы, не было их расставаться не хотел никто.
Но, увы, ничто не вечно под Луной, и экспедиция «Начни с дома своего - 2007» подошла к концу. Что ж, до встречи в экспедиции «Начни с дома своего - 2008»!
Алиса ДРИГИНА, 10 класс, Третьяковский район

ПРИМЕЧАНИЕ.
С.И. - так Алиса кратко обозначает начальника экспедиции Сергея Ивановича Малыхина.