Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №3 (март) 2016 год


А вы знаете, что....
Самая сильная мышца в человеческом организме - язык



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№3 (243) 2016 год / 2 страница

2 страница. Dum Scribo, Spero. Пока пишу, надеюсьDum Scribo, Spero.
Пока пишу, надеюсь

3 марта в выставочном зале современного искусства «Отражение», который находится в Центральной детской библиотеке им. К.И. Чуковского, открылась персональная выставка барнаульского художника-анималиста Юлии Неприятель. На этой выставке представлено 25 живописных полотен, которые Юлия Александровна создавала на протяжении последних двух лет. На этот раз она пригласила зрителей окунуться в мир сказок, знакомых каждому с самого раннего детства: «Морозко», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Крошечка-хаврошечка» и другие. И на каждой картине, помимо главных персонажей, присутствуют животные – Юлия Неприятель считает, что они оживляют картину, делая её более выразительной и интересной.

Путешествие в страну сказок

Подсказка учителя
По «специальности» Юлия Неприятель – художник-анималист. Но случилось так, что в один момент она решила обратиться к сказке, где животные не всегда играют ведущие роли. А произошло это два с половиной года назад после персональной выставки «Живая душа», на открытие которой пришёл учитель Юлии Александровны, известный барнаульский художник Владимир Кикоть. Он высоко оценил работы своей ученицы, но сделал замечание.
Владимир Николаевич сказал, что в моих работах есть что-то карамельное, сказочное, – рассказывает Юлия Неприятель. – После выставки всегда начинаешь строить новые планы, обдумывать новые работы. И в тот момент я подумала – почему бы не использовать эти особенности моего письма как преимущество при написании работ сказочной тематики? И сказки стали приходить одна за другой. Какие-то сюжеты и образы появлялись случайно, какие-то невольно подсказывал 11-летний сын Юлии Александровны Глеб, готовясь к школьным урокам литературы.
Первой работой «сказочной серии» стала картина «Морозко». Почему именно она? Просто художнице почему-то захотелось написать зимний пейзаж. В него и был вписан сюжет.
А потом Юлия Неприятель увидела в Интернете фото испуганной девочки – её полные отчаяния и слёз глаза. Захотелось отразить столь сильные эмоции на своём полотне, гармонично вписав их в сказочный сюжет. И сказка быстро нашлась – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». На полотне запечатлён тот самый момент, когда младший братец Алёнушки обратился в козлёнка. На картине изображена вовсе не та девочка, что была на той фотографии, но она стала своеобразной вдохновительницей художника.
Случайно увиденная фотография стала отправной точкой и для создания другой работы Юлии Неприятель – «Маша и медведь». Художница рассказывает, что это было фото очень плохого качества, на котором угадывался медвежий силуэт. Но чем-то это фото её зацепило. Силуэт косолапого был взят за основу, вокруг которой Юлия Александровна и создала сюжет знакомой с детства сказки.
– Меня очень привлекают детские лица, – рассказывает Юлия Неприятель. – Но изображать их очень сложно, не всегда получается передать эмоции ребёнка. Вот «Крошечку-хаврошечку» я переделывала несколько раз – уж очень красивой и… манерной она у меня получалась. Эта картина успела побывать на выставке, и только после этого я поняла, что сделано не так. Когда выставка закончилась, внесла изменения, и теперь моя «Крошечка» стала более живой и искренней.

«Маша и медведь»Строгие критики
Своим самым строгим критиком и одновременно главным консультантом Юлия Неприятель считает своего супруга Алексея Анатольевича – доктора сельскохозяйственных наук. Его специальность – ветеринария, и он охотно делится своими знаниями, указывая на ошибки и неточности. Юлия Александровна всегда прислушивается к его мнению, потому что художественное воплощение – это хорошо, а ведь важно, чтобы картины были не просто красивыми, но и достоверными.
– Он следит за тем, чтобы на моих картинах всё было изображено правильно, – рассказывает Юлия Неприятель. – Например, увидев мою картину «Бэмби», где были изображены пара пятнистых оленей с детёнышем, он заметил неточность – когда оленята находятся в том возрасте, что я изобразила, у взрослых самцов рога не такие огромные и ветвистые, они в это время только отрастают взамен сброшенных. Однажды он поправил меня: «Будь внимательнее, ирбисов на равнине не бывает, их нельзя тебе так рисовать». Помогают и друзья супруга, среди которых есть охотоведы, да и я сама непроверенные сюжеты на полотно не переношу. Был такой случай: одна женщина, увидев мою картину «Не на жизнь, а на смерть», где изображён медведь-шатун, готовящийся вступить в схватку со стаей волков из-за туши лося, сказала, что такого в природе не бывает. Но данный сюжет – не плод моего воображения. Подобную сцену я видела в документальном фильме о животных. И ситуация, которую я запечатлела на своей картине, в природе складывается довольно часто.
Юлия Неприятель уверена – художник-анималист должен искренне любить животных. Она считает, что эту любовь к братьям меньшим она унаследовала от отца Александра Ивановича Лоскутова, который постоянно приносил домой то потрёпанного кошкой воробья, то прихрамывающего ёжика, который оказался… ежихой. Выяснилось это после того, как на свет появилось несколько ежат. Юлия Александровна рассказывает, что с детства любила наблюдать за животными, хотя тогда и не предполагала, что станет художником-анималистом.

Мир фантазии
Сказочные сюжеты – не исключение. Пришлось не просто вспомнить, а вдумчиво и внимательно перечитать детские сказки. А для работы «Маугли» также пришлось просмотреть фото тропических растений и узнать некоторые подробности из жизни волков. Обновить в памяти пришлось и сказку о сорванце Буратино.
Кто помнит, какой масти был пудель Артемон? Очень часто его изображают чёрным или серым. А на картине Юлии Неприятель он белоснежный. Дело в том, что в сказке масть Артемона не упоминается, говорится только, что на хвосте у него был чёрный бант. И Юлия Александровна решила – пудель должен быть белым – так он лучше вписывается в цветовую гамму и композицию картины. Это как раз тот случай, когда художник может позволить себе пофантазировать.
– На такие случаи у меня всегда есть оправдание – когда мне говорят, что такого в жизни не бывает, отвечаю: «Так это же сказка», – говорит она.
Конечно, волк из сказки про Красную Шапочку должен быть просто огромным – гораздо крупнее тех, что встречаются в природе. А как иначе, ведь ему надо проглотить целиком и девочку, и бабушку! Обычному волку такое не по силам. Так что в сказках вполне допустимы и отступления от достоверности.

Елена ПАНФИЛО
Фото автора и из личного архива
Юлии НЕПРИЯТЕЛЬ


После этой выставки художник приступит к новому проекту. Скорее всего, на этот раз героями её картин станут экзотические животные и енот из недавно открывшегося в Барнауле контактного зоопарка «Страна ЕНОТиЯ».

Особые персонажи
Юлия НеприятельЮлия Неприятель – частый гость Барнаульского зоопарка. Здесь она наблюдает за животными, фотографирует их, чтобы потом использовать увиденное в создании своих работ. Особенно её привлекают волки, рыси, дальневосточный леопард и тигры.
– В последние годы Барнаульский зоопарк постоянно расширяется, пополняется количество видов представленных здесь животных, и это замечательно, – говорит она. – Радует то, что здесь можно увидеть зверей, которые в наших широтах в природе не встречаются, например, кенгуру или обезьян.
Каждая её работа – не просто результат фантазии или плод воображения. Юлия Александровна рассказывает, что перед написанием каждой картины проделывает серьёзную работу – не только наблюдает за животным в условиях зоопарка и рассматривает фотографии. Нередко приходится перечитать немало литературы. А как иначе, ведь сюжеты картин должны быть достоверными.
Сколько лисят приносит лиса? В какой местности обитают ирбисы? Растёт ли рябина в предгорьях? Вопросов возникает множество, поэтому и готовиться к написанию каждой работы следует со всей серьёзностью и тщательностью. Зачем все эти сложности?
Дело в том, что Юлию Неприятель не привлекают тривиальные сюжеты, хочется, чтобы за каждым из них были какие-либо истории, живые эмоции зверей, их переживания. Например, как на картине «Секунда покоя»: уставшая мать-лисица дремлет, а озорные детёныши готовятся к прыжку, чтобы поймать стрекозу над её головой. Ещё миг – и один из них бросится ловить «добычу», и секунда покоя окажется в прошлом. Или картина «Поели, можно и поспать»: голодная мамаша-рысь печально смотрит на птичьи перья, а её сытые котята мирно спят рядом.
– Недостаточно просто нарисовать животное, мне хочется, чтобы в моих картинах присутствовал сюжет, история, действие, – говорит Юлия Александровна. – Так интереснее и становится понятно, что звери, возможно, как и мы, люди, мыслят и чувствуют. Но только у них более развиты инстинкты, которых человек в процессе эволюции лишился. Вот это мне и хочется передать в своих картинах.


 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2017 г.©