Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 (ноябрь-декабрь) 2015 год


А вы знаете, что....
Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины - ниже 120 см



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2015 год
№11-12 (239-240) 2015 год / 32-33 страница



В помощь учителю
Для детей младшего школьного возраста

Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал, когда за употребляемыми понятиями стоят определённые образы. Внимание ребёнка привлекает также новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес детей к теме рассказа или занятия делает обучение более эффективным. С этой точки зрения уместность использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку интерес к ним проявляется у человека в раннем детстве и сохраняется иногда всю жизнь. В настоящее время дети очень хорошо знают персонажей современных мультфильмов, но порой не знакомы с героями известных русских народных и сказок зарубежных писателей.

«Яблоко мудрости»

Сценарий экологической игры

баба-ягаАвторы предлагают провести массовое мероприятие для ребят младшего школьного возраста в форме экологической игры на местности или с использованием декораций, со сказочными персонажами в роли ведущих, и таким образом привлечь внимание детей не только к изучению экологии, но и к чтению сказок. В ходе игры участники проходят по маршруту, состоящему из определённых этапов.
На каждом этапе ребята выполняют задания, отвечают на вопросы, получая части заветных слов для того, чтобы открыть сундучок с яблоком мудрости. Между этапами ребят ожидают различные препятствия (спортивные состязания).
В игре может участвовать как одна команда так и несколько. В случае участия нескольких команд, стартовать они должны по очереди через равные промежутки времени (10 минут), а при выполнении заданий на этапах получить не только часть заветных слов, но и баллы за ответ. Тогда победитель определяется по наибольшему количеству набранных баллов.
Заветные слова напечатаны на листе бумаги и разрезаны на пять частей.

Сценарий экологической игры
Действующие лица: Сказительница, Царь, Кикиморы, Леший, Лесовичок, две Бабки-ёжки, Красная Шапочка.
Сказительница:
– Собирает, дети, вас
Сказка в сей весёлый час.
На игру вы все настройтесь,
Ни о чём не беспокойтесь.
(Под слова Сказительницы выходит Царь)
Сказительница: – В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Царь, он очень постарел и глазами обнищал. Всю жизнь свою постигал науки разные и подданных своих уму-разуму обучал, но захотелось Царю ещё знаний приобрести. Донеслась до него весть, что за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридевятом государстве есть сундучок с яблоком. Съешь то яблоко – постигнешь мудрость великую.
Царь: – Здравствуйте, молодцы добрые, девицы красные. Осмелитесь ли вы отправиться за тридевять земель, в тридесятое царство, в тридевятое государство да достать мне яблочко мудрости? (Дети отвечают) Да только не просто сундучок придётся вам доставить, а ещё и слова заветные в пути собрать, без которых не открыть тот сундучок. Поход начинайте от заветного камня. Доброго вам пути!
На дорожке стоит заветный камень, на нём надпись: «Направо пойдёшь – поешь и попьёшь. Налево пойдёшь – со смеха помрёшь. Прямо пойдёшь – слова заветные найдёшь».
Ребята идут прямо, им навстречу, собирая цветы, идёт Красная Шапочка.
Красная Шапочка: – Здрав¬ствуйте, ребята, куда путь дер¬жите? (Дети отвечают) Дорогу узнаете, если мою загадку отгадаете. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро).
А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. В какой сказке герой уничтожает по прихоти девушки уникальное растение? («Аленький цветочек»). В какой сказке героиня собирает первоцветы? («Двенадцать месяцев»). В каких сказках рассказывается о редком (волшебном) виде животных и птиц, отличающихся ярким оперением («Конёк-горбунок», «Жар-птица»).
Верно, вот первая подсказка (даёт детям часть заветных слов), а теперь идите к озеру, там вас ждёт следующее испытание.
На озере Водяной поёт песенку:
– Я – Водяной. Я – Водяной.
Поговорил бы кто со мной,
А то мои подружки
– Пиявки да лягушки...
Фу, какая гадость!
Эх, жизнь моя – жестянка...
Да ну её в болото!
Живу я, как поганка.
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота!
Водяной: – Ну, здравствуйте! Зачем пожаловали? (Дети отвечают). А вот развейте мою скуку, поиграйте со мной, тогда и я вам помогу.
Проводит игры.

водяной Игра «Столкни с круга»
Водяной и один из участников, сидя на спасательных кругах, подплывают друг к другу и стараются столкнуть другого в воду. Проигрывает тот, кто свалится с круга первым.

Игра «Салки в воде»
Могут играть все участники, глубина воды – по пояс. Водящий – Водяной. Игроки и водящий могут передвигаться в воде произвольным способом в зависимости от подготовленности ребят. Например, бегать, плавать на груди. Играющим во время игры нель¬зя выходить на берег. На берег выходят только «осаленные».
Водяной: – Ох, как мне стало весело, и скука куда-то исчезла. А ещё пока я скучал, беспорядок на озере образовался: какие-то животные появились, растения незнакомые. Помогите навести порядок. Найдите предметы и организмы, которых здесь не должно быть.
Перед участниками разложены картинки с изображением животных и растений водоёма, картинки с изображением типичных представителей леса (медведь, лиса, синица, ель, кактус и др.), а также предметы из обихода человека (старый сапог, пластиковый стакан, удочка, рыбацкая сеть и др.).
Водяной: – Держите подсказку, заработали! Следующую подсказку сестрицы мои дадут, идите по тропинке она выведет (указывает направление).
Дети бегут по тропинке, навстречу выскакивает Кикимора.
Кикимора: – Больно быстро бежите, детишки, сначала со мной поиграйте, ловкость свою покажите.

Игра «Стань Бабой-ягой»
Непременными атрибутами Бабы-яги всегда были метла и ступа. В качестве ступы можно использовать ведро, а в качестве метлы – швабру. Участник встаёт одной ногой в ведро, другая остаётся на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, в другой руке держит швабру. А теперь в таком положении необходимо пройти определённую дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему.
Кикимора: – Молодцы, ребята! Хорошо я с вами поиграла! Покажу дорогу (указывает путь).
На полянке стоит избушка на курьих ножках, и Бабки-ёжки поют частушки.

Э-э-э-х.
Растяни меха, гармошка,
Эх, давай, наяривай.
Пой частушки, Бабка-ёжка,
Пой, не разговаривай.

Я была навеселе
И летала на метле.
Ох, сама не верю я
В эти суеверия.

Шла лесною стороной,
Увязался чёрт за мной,
Думала, мужчина,
Что за чёртовщина.

Повернула я домой,
Снова чёрт идёт за мной.
Плюнула на плешь ему
И послала к Лешему.

Самый вредный из людей –
Это сказочный злодей.
Тот, что маг искусный.
Жаль, что он невкусный.

Растяни меха, гармошка,
Эх, давай, наяривай.
Пой частушки Бабка-ёжка,
Пой, не разговаривай.
Э-э-э-х.

Баба-яга: – Здравствуйте, детки. Знаем-знаем, зачем пожаловали. Подарим подсказочку, только и вы нам помогите, избушка-то наша совсем от старости развалилась, а чтобы починить её, на каждое брёвнышко нужно задание выполнить. Ребятам выдаются нарисованные брёвнышки избушки, на обратной стороне которых напечатаны задания.

леший Задания:
1. Участники делятся на две группы. В первой группе дети получают картинки растений, во второй – названия данных растений. По команде нужно найти каждой картинке соответствующее название у другого игрока.
2. На определённом участке к деревьям и кустарникам (или макетам) прикрепляется что-либо, чего там не должно быть. Например, к лиственнице крепится еловая шишка. Участники должны заметить все ошибки.
3. Из предложенных картинок грибов выбрать съедобные и несъедобные.
4. На полянке (или среди предложенных картинок) найти три растения, используемых человеком в пищу.
5. Обследовать предложенный участок леса и составить пищевую цепь (в летний период).
Баба-яга: – Ступайте дальше по этой дорожке, она вас куда надо и выведет, а вот вам и подсказочка.
Дети бегут по дорожке, навстречу Лесовичок.
Лесовичок: – Здравствуйте, детки! Зачем пожаловали? (Дети отвечают) Хорошо, но сначала проверим, знаете ли вы обитателей леса. Попробуйте отгадать мои загадки.
В дупло берёзы, как в сундук, орехи прячет... (бурундук).
Словно вихрь летит, спасаясь от врагов, пугливый... (заяц).
Вместо шерсти иглы сплошь. Враг мышей – колючий... (ёж).
Нору день и ночь копает, вовсе солнышка не знает. Кто найдёт длинный ход, сразу скажет – это... (крот).
Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь).
Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох).
Не птичка, а с крыльями. (бабочка).
В лесу на одной ножке выросла лепёшка (гриб).
Ловит каждый шорох чутко, а как крикнет – станет жутко. Вздрогнет спящая трава, это ухает... (сова).
Кто они? Откуда? Чьи? Льются чёрные ручьи. Дружно маленькие точки строят себе дом на кочке (муравьи).
Лесовичок: – А сможете ли вы по листьям определить виды деревьев и кустарников, произрастающих в лесу? (Детям предлагаются листья деревьев и кустарников. Участники выполняют задание).
Лесовичок:
– Молодцы, ребятки!
Вы ответили всё верно.
И поэтому, наверно,
Нужно вам идти вперёд.
Вас в чащобе Леший ждёт
(Указывает направление)
Дети бегут дальше.
На тропинку выскакивает Кикимора: – Опять вы, какие же шустрые, а вот такое препятствие сможете одолеть?

Игра «Пробраться сквозь чащу»
Участвует вся команда. Дети выстраиваются в «змею» (нужно выстроиться в колонну, и всем игрокам положить руки на плечи стоящим впереди). Путь «змеи» проходит между несколькими помеченными деревьями. Её задача: по команде «Старт» быстро двигаться вперёд, не задевая деревья и не разрывая своё «туловище». Кикиморы хвалят ребят и указывают направление.
Дети бегут по тропинке, из-за дерева выскакивает Леший:
– Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки.
Вас давно уже я жду.
Лес охраняю, берегу.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Я могу вас научить.
Все целебные растенья
Знаю я без исключенья.
Леший: – Задание вам будет следующее: найдите на этой полянке лекарственные растения и расскажите об их применении.
Дети выполняют задание
Леший: – Да, ребята вы смелые, ловкие, умелые, а главное – любознательные. Сложный и долгий путь вы прошли, получайте сундучок, заработали! (Вручает сундучок).
Дети возвращаются к Царю.
Царь: – Как же я рад вашему возвращению, а то уже заждался. Труден ли был ваш путь? Принесли ли вы сундучок с яблочком мудрости? Давайте вместе составим заветные слова, скажем их хором и откроем сундучок.
Царь с детьми хором проговаривают заветные слова:
– Природа – это ценность, которая не имеет цены, но без которой человек перестаёт быть человеком.
Царь открывает сундучок и достаёт яблоко, надкусывает его.
Царь: – О, какую великую мудрость понял я сейчас. Если мы хотим жить счаст¬ливо, в дружбе с природой, то должны любить всех живых существ, окружающих нас, научиться заботиться об их благополучном существовании.
Вкусите же и вы яблоки мудрости, не забывайте заветные слова, живите в гармонии с природой! (Детям раздаются яблоки).

Сказительница:
– Сказка ложь,
Да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!

Авторы-составители: Ольга ЗЕМЛЯНОВА,
Нонна ПОНАМАРЁВА,
педагоги КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», г. Барнаул


Использованная литература:
1. В. Аникина Русский фольклор. – М.: Художественная литература, 1986.
2. С.П. Афанасьев, С.В. Коморин, А.И. Тимянин. Что делать с детьми в загородном лагере. – Кострома: МЦ «Вариант», 2001.
3. М.В. Васильева Песни нашего детства. – Челябинск: Аркаим, 2004.
4. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
5. О.В. Зайцева, Е.В. Карпова На досуге: игры в школе, дома, во дворе. – Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Н.А. Каркачёва На лесной полянке /ж. Досуг в школе. № 3, 2003.

Краевой конкурс «Птица года»Краевой конкурс «Птица года» состоялся в мае – октябре 2015 года на базе КГБУ ДО «Алтайский краевой дет¬ский экологический центр» при поддержке Алтайского отделения Союза охраны птиц России, АКОО «Геблеровское экологическое общество», Алтайской краевой экологической общественной организации «Моя малая родина»
Цель конкурса – патриотическое, экологическое воспитание школьников через привлечение их к творческой и природоохранной деятельности.
На суд жюри представили творческие работы 232 учащихся из 12 районов и шести городов края.

Итоги конкурса
«Птица года»

Подведены итоги краевого заочного конкурса «Птица года», посвящённого горихвостке (по решению Союза охраны птиц России птицей 2015 года стала именно она).
В этом году по сравнению с прошлым число участников выросло почти в три раза. Это радует, ведь данный факт свидетельствует о том, что растёт число детей и педагогов, понимающих, какую большую роль птицы играют в нашей жизни. Ребята своими работами привлекают внимание окружающих к проблемам сохранения биологического разнообразия на Земле.
Самое большое количество работ пришло в номинацию «Птица с горящим хвостом» – рисунок. Большинство ребят очень правдоподобно изобразили горихвостку в её местах обитания. Но были и фантазийные рисунки, и даже декоративно-прикладные работы. Поэтому в следующем конкурсе, скорее всего, появится новая номинация, связанная с декоративно-прикладным творчеством.
В номинацию «Сказка из жизни», впервые появившуюся в нашем конкурсе, пришло мало мультфильмов. Но среди них один мультфильм просто замечательный. Автор его – Коля Краснов из села Троицкого – не просто сделал интересный фильм, но и рассказал о процессе его создания. В этом ему помогали мама Оксана Владимировна и старшая сестра, которая озвучила мультфильм. Видно, что прежде чем создать мультфильм, Коля прочитал о горихвостке, поэтому и очень точно показал её биологические особенности.
Спасибо всем за участие в конкурсе! Искренне поздравляем победителей!
Дипломы призёров и сертификаты участников будут разосланы на электронные адреса педагогов-руководителей.
Ирина МАРИСКИНА,
методист АКДЭЦ


Лучше кошки – зверя нет!
Лучше кошки – зверя нет!В воскресенье, 29 ноября, в Алтайском краевом детском экологическом центре состоялась выставка кошек и праздник «Лучше кошки – зверя нет!», организованные клубом «Фауна».
Более 200 ребят и взрослых собрались в Центре на мероприятии, посвящённом самым популярным домашним питомцам.
Открылся праздник выставкой кошек, на которую ребята принесли своих домашних питомцев. Здесь можно было увидеть не только распространённые породы домашних кошек, но и необычные – такие как канадский сфинкс, бобтейл, персидская, шотландская вислоухая.
Весело и шумно прошёл праздник. Конкурсы, викторины, игры никого не оставили равнодушными! Даже самые юные гости фестиваля приняли участие в весёлых конкурсах!
Многие с удивлением узнали, что среди привычных нам кошек – пушистых, ласковых или независимых – есть и очень необычные представители кошачьих, которые могут полностью изменить наше представление об этих животных. Все ребята, участники выставки кошек, получили дипломы и памятные подарки, предоставленные спонсором мероприятия – торговой компанией ROYAL CANIN.
Завершился праздник награждением обучающихся клуба «Фауна», которые принимали активное участие в жизни Центра и становились победителями во всероссийских и краевых конкурсах.
Все гости мероприятия посетили фотовыставку «Мой усатый-полосатый», где было представлено около 100 фоторабот, в которых ребята рассказали о своих любимых котах и кошках.
Дети и их родители смогли посетить творческие мастер-классы, мини-зоопарк, выставку экзотических рыб, выставочный зал Центра. Наградой всем пришедшим на праздник стали сладкие призы и хорошее настроение!

Евгений СУХОРУКОВ,
зав. отделом АКДЭЦ,
Елена СОКОЛОВА,
Ася СУХОРУКОВА,
педагоги АКДЭЦ


Экосовет
…Современная жизнь часто полна стрессов и тревог. Заведите себе котёнка, подберите бездомную кошку, окружите её заботой и теплом, и тогда ваш Барсик или Мурка ответят тем же! Ведь как гласит народная мудрость: «Дом без кошки – это дом без сердца». И не забывайте, что вы в ответе за тех, кого приручили!


 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2017 г.©