Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №3 (март) 2016 год


А вы знаете, что....
Иероглиф, обозначающий "проблему" изображается как две женщины под одной крышей



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№3 (243) 2016 год / 30-31 страница














 Сообщает наш корреспондент по Кемеровской области Ксения Манакова

Одно из наиболее точных определений слова «патриотизм» выражается так: «это чувство, которое делает народ и каждого человека ответ¬ственным за жизнь страны». А настоящий патриот, по мнению Президента России В.В. Путина, – тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству. Тема патриотического воспитания обращается к вечным истокам – уважению к своей истории и традициям, природе, духовным и культурным ценностям.

Чумай – Родина моя
Проведение 7 марта 2016 г. в селе Чумай Чебулинского района конкурса детских творческих работ по краеведению «Чумай – моя Родина» выходит за рамки обычного местного мероприятия. Конкурс проходил в рамках проекта «То, что люблю», победившего во II Всероссийском конкурсе для малых городов и сёл «Культурная мозаика».
В проведении финальной части конкурса приняли участие глава Чебулинского муниципального района А.И. Часовских, региональный представитель-куратор благотворительного Фонда ТимченкоТ.Б. Афанасьева, члены Общественной палаты А.Н. Куприянов и Ю.А. Манаков. Меценатом призового фонда конкурса выступил председатель Экспертного совета Общественной палаты А.И. Копытов.
С января по март 2016 года в селе Чумай проводился конкурс, состоящий из трёх этапов: «Легендарная вещь», «Чумайские корни», «То, что люблю». Каждый этап предполагал исследовательскую краеведческую работу участников по заданной номинации с дальнейшей её публичной презентацией.
Руководителем детских работ является Л.А. Ляхова, учитель истории Чумайской школы. Именно она помогала участникам выбрать тему, собрать материал и оформить презентацию. Активную поддержку в подготовке и проведении конкурса оказала заведующая Чумайской библиотеки Л.С. Голоктионова. Одна из авторов идеи проекта и его внешний куратор, журналист информационного портала А42.RU Е.Ю. Митрофанова обеспечила информационное продвижение проекта в СМИ и социальных сетях.
В рамках названного проекта в Чумае создан дом творчества «Арт-бухта». Он поистине стал народным проектом – жители села сами украсили это старое строение конца XIX века. А.А. Алексеев рассказывает: «Дом срублен из лиственницы. Когда вели проводку – свёрла ломались – это дерево со временем только твёрже становится». Дети с гордостью показывали сделанные резные лавки, восстановленные старые этажерки и домотканые коврики, настоящую русскую печь с лежанкой.
Теперь в уютной обстановке каждое воскресенье проходят мастер-классы под руководством мастеров из Мариинска, Кемерова, Чебулы. Именно его наиболее активные дети и стали участниками конкурса и вышли в финал.
По словам М.В. Головиной, заведующей чумайским музеем, рук. проекта «То, что люблю»: «Проект получил широкий резонанс не только в регионе, но и благодаря Интернету во всей России. Проект возрождает не единичный брошенный дом, не «умирающее село» – сегодня проект возрождает уверенность в каждом из нас – что своими усилиями мы способны изменить к лучшему ситуацию в семье, коллективе, селе и во всей стране».
Для нас – людей, живущих в России, патриотизм – национальная идея. В своём выступлении глава района А.И. Часовских особо отметил, что патриотизм – это любовь к Родине. И именно эту любовь дети показали в своих работах. Они говорили простым языком нам, взрослым, что любовь к Родине – это любовь к своей семье, уважение к родителям; это любовь к своему селу, в котором родился; это знание природы и истории родного края. Именно отсюда берёт своё начало патриотизм.
Выступая от Общественной палаты, А.Н. Куприянов дал высокую оценку этому конкурсу: «Когда слушал доклады, то у меня возникло огромное чувство Родины. Народ непобедим, пока он помнит своих предков. Народ неистребим, пока есть что защищать. Сегодняшняя встреча показала – мы помним. Представьте огромную Россию, и в сот¬нях таких же районов ведётся такая работа. Имя ей – Патриотизм».
Фото: Фёдор НИКИТИН


Детские выступления оказались не только познавательными. Сочинение Наташи Бледисовой «Паром» вызвало бурное обсуждение-воспоминания в зале. В личной беседе главы Чебулинского района Анатолия Ивановича Часовских и председателя Экспертного совета Общественной палаты Кемеровской области принято решение о восстановлении парома между деревнями Чумай и Кураково. Анатолий Иванович дал распоряжение составить бизнес-план проекта, а члены Общественной палаты поддержат его принятие на региональном уровне. Восстановление прямого сообщения будет иметь большое значение для развития планируемого на территории района природного парка, позволит проложить прямой туристический маршрут, что сделает его привлекательным для отдыхающих.
А может, удастся и люльку восстановить – для любителей экстрима!

Бухтай
Я люблю своё село. Люблю речку, луг, лес. Но чаще всего бываю на Бухтае, который в Чумае называют Совхозный или Камаревский.
На Бухтае всё удивительно! Чумай как на ладони: видно мою улицу, школу, детский сад, даже мой дом, клуб, совхозные корпуса и рулоны сена, как таблетки, запакованные в белую плёнку. Отсюда видна дорога на с. Карачарово (расположено в четырёх километрах от Чумая), отроги Кузнецкого Алатау, распадок вдоль Кии и черничная гора. А ещё хорошо просматривается брат Камаревского Бухтая – Кондовый, который расположился на другом берегу Кии.
Я заметила, что вид у Бухтая всегда разный: в хорошую погоду на нём видны все ёлочки и берёзки, в дождливую он окутан лёгким туманом, как бы сонный. Зимним днём серебрится от снега; весной ярко-зелёный, а подснежники, как ковёр; а осенью золотится листвой.
Но самый красивый Бухтай летом! Какое разнотравье! Воздух пропитан чудесными головокружительными запахами! А сколько на нём цветов, ярких и неповторимых! Растут они то целыми пятачками, то поодиночке. Таких не встретишь в низинах.
Летом на склонах горы собираем клубнику, грибы маслята. Осень ходим за груздями. Зимой также приятно проводить время, здесь всегда лыжня, и ребятишки помладше, забравшись невысоко, катаются на санках.
Если пройти на лыжах вдоль горы, можно встретить рыжую лису или вспугнуть осторожного зайца. Весь склон покрыт следами этих зверей. А летом, если повезёт, можно увидеть глухаря.
Бухтай не бывает одинок, когда бы на него ни пошла, всегда кто-нибудь встретится. Или грибники, или отдыхающие, или бабушки травку лечебную собирают, а то и просто ребятня играет в зарослях кустарника.
Есть у чумайских мальчишек и девчонок излюбленное место посреди склона, под берёзками. Здесь собираются, чтобы посидеть в жаркий день в тенёчке, рассказать друг другу ребячьи новости, да и просто подышать ароматным воздухом.
На самой вершине Бухтая расположился островок из молодых сосёнок. В его центре старшие ребята соорудили подобие мангала и по традиции в день последнего звонка классами уходят туда, чтобы перед экзаменами набраться душевных сил, поговорить о школе. В этот вечер допоздна на вершине виден огонёк костра, слышны переборы гитары. Жители знают – это ребята прощаются с детством…
Есть о Бухтае и легенды, есть и свои традиции. На его вершине собирались революционеры и проводили собрания-маёвки в укромных местах. Это было безопасно, потому что сторож мог предупредить об опасности, так как всё просматривалось сверху. А в наши дни существует традиция: выпускники встречают на Бухтае рассвет.
Когда я окончу школу, после выпускного бала с одноклассниками тоже пойду встречать на Бухтае рассвет.

Анастасия ЛОЖКИНА,
ученица 5-го класса


Паром
Я живу вблизи реки Кии, где часто бываю и летом, и зимой. Летом купаюсь, зимой хожу на лыжах. Часто приходится наблюдать, как люди летом переходят на другой берег вброд по перекату, переезжают на машинах. Зимой добраться до другого берега проще по льду, а вот весной и поздней осенью это сделать невозможно: большая вода и хрупкий лёд. А на другом берегу лежит деревня Кураково, и чтобы попасть туда, приходится ехать вокруг, а это большое расстояние.
А когда-то две деревни – Чумай и Кураково – соединял паром, и мой прадедушка Михаил Балагачёв был паромщиком.
Когда паром появился, старожилы не знают. Говорят, сколько живём, столько и его помним. Расспрашивая жителей, я была удивлена: о пароме вспоминали все с большим удовольствием! Рассказали столько интересных историй о переправе на другой берег.
Паром служил людям долго. Было время, когда ещё не было автобусного сообщения с деревней Кураково, паром был необходим. Местное хозяйство было отделением совхоза «Чумайский». Кураковские ребятишки учились в Чумайской школе, к чумайским врачам добирались заболевшие, из Кураково везли молоко, сено, на кураковском берегу собирали ягоды, у кого-то там была пасека. Берег левый, берег правый, очередь из обозов и машин. В одну сторону плывёт – везёт кураковских жителей, в другую – продукты в магазин, почту. Суматоха, шум, смех. Пока плывут, все новости друг другу расскажут. Были и такие, кому нужно было в Тисуль или на Макарак, доезжали до Чумая – и к парому, через Кию и дальше. Паром в те времена играл огромную роль, как связующее звено между деревнями.
У местной детворы летом любимым развлечением было доплыть до середины реки на пароме и с визгом прыгать в воду, поплавать на глубине. Плата за человека была 5-10 коп. Позже, в 70-е годы прошлого века, проезд стал дороже. С гружёной машины брали два рубля, с негружёной – один, за подводу платили 50 коп., за человека – 30 коп.
Паромщиками служили жители Кураково. Дом паромщика стоял на берегу. И если он был занят своими домашними делами, ему громко кричали с другого берега.
Часто молодёжь ходила на танцы друг к другу, поэтому паромщик у них был в особом почёте. Танцы заканчивались поздно ночью, и парни загодя договаривались с паромщиком, чтобы он их ночью переправил, не оставил ночевать на берегу, а за это они делали ему небольшие подарки: кто пирогов из дома наберёт, кто кринку молока, а кто и папиросы. Так и работал паромщик день и ночь.
Зимой паром «отдыхал». А паромщик ремонтировал его лодки, смолил их, смазывал варом. А переправа осуществлялась по зимнику, по замёрзшему льду.
Весной и поздней осенью переправляться через Кию было очень сложно и даже опасно. Особенно в ледоход. Тогда переправлялись на люльке. Это был деревянный короб, подвешенный на трос, который крепился к прочным, забитым в землю сваям на берегу. Эти железные сооружения видны до сих пор на кураков¬ской стороне, вбитые в прибрежную скалу. Двигалась люлька по тросу с помощью лебёдки.
Переправляться в люльке было страшно, она сильно раскачивалась, и ездили в ней смельчаки. Женщины вскрикивали от страха, садились на дно и закрывали глаза. Но люлька работала только во время ледохода или когда шёл сплав леса по реке. А потом снова все переправлялись на пароме.
Так и служил паром, объединяя Чумай и Кураково, пока не отделили кураковское хозяйство в другой совхоз.
В 1980 году паром перестал существовать, потому что ни тому, ни другому хозяйству невыгодно было его содержать. Очень жаль, что такой переправы, как паром, нет в наши дни. Я думаю, он бы летом притягивал, как и прежде, отдыхающих.

Вика ДУБКОВА,
ученица 8-го класса


Речка детства
Я расскажу о речке, которая течёт прямо у меня за огородом и протекает через всё наше село. Зовём мы её Чумайка.
Настоящее географическое название её – река Прямой Чумай. У неё два истока. Есть Кривой Чумай, он течёт через Карачарово, и Прямой Чумай, он течёт через наше село. Недалеко от села Карачарово они сливаются. И это уже Чумайка. Протяжённость её примерно 30 км.
Эта скромная речка не одному поколению чумайцев стала рекой детства, потому что на Кию детей не всегда отпускают без взрослых, а вот на Чумайку можно и без разрешения сбегать и провести очень весело летний денёк.
Чумайка рыбой богата: ребятишки ловят пескариков, а взрослые ловят карасей и ельцов. Иногда весной и таймень погреться заглядывает и по неосторожности оказывается на крючке у опытного рыбака.
Чумайка – речка-труженица. В старину на ней стояло две мельницы. О них мне рассказал ветеран труда Григорий Егорович Богданович. Обе мельницы принадлежали его деду. Они были добротно построены, и одна из них, которая находилась ближе к Чумаю у Карачаровского пруда, работала до середины пятидесятых годов.
Сейчас на этом месте можно увидеть остатки плотины.
Слышала я от мамы рассказ о том, что у них в детстве такая примета была: если пройти по всем чумайским мосткам, то счастье своё встретишь, вот и ходили они, девчонки-подрост¬ки, когда на танцплощадку по возрасту не пускали, гуляли через речку по её мосточкам, или ещё круче – проезжали по ним на велосипедах. За счастьем гонялись! Пересчитала я эти мостки, их пять.
Первый мосток «Казанский». Дорога на Казанку-20 через него проходит. Это любимое место рыбаков. Много интересных рыбацких рассказов ходит по селу.
Три других мостка находятся недалеко друг от друга и соединяют улицы Совхозную и Совет¬скую. У каждого своё название.
Один мы зовём просто «Мостик» – это место влюблённых парочек, очень красивое, со всех сторон его обступили берёзки и ивушки. На его старых перильцах много интересных надписей: Катя + Вова = любовь, и всякое ещё смешное. И полянка цветоч¬ная с ромашками и белоголовником рядом.
Дальше за огородами небольшой мост, его называют «Железный мосток», у него перила и стойки железные.
Ещё дальше мост «Совхозный», через него машины ездят и я в школу хожу. Летом мальчишки делают около него запруду, и мы купаемся. А весной чуть выше него бобры делают свои запруды, и тогда речка разливается, да так, что через мост невозможно пройти на другой берег.
Ниже по течению мостик под названием «Колесницкие кладочки». Назван он так потому, что когда-то давно речка разлилась и унесла мостик, а житель по фамилии Колесницкий, живущий напротив, построил новый, по¬ближе к дому, и если мостик опять сносило весной, он опять его восстанавливал, а для того чтобы перебраться на другой берег (пока мостик строил), он делал временную переправу – кладки. Человека этого уже нет, а название так и сохранилось – «Колесницкие кладочки».
Ну а в центре села большой мост, его чумайцы зовут «Новый» или «Большой» Его построили в 1984 году. До него мосты были деревянные, и последний из них, построенный в 50-е годы, износился так, что по нему ходить было страшно, не то что ездить.
Я люблю Чумайку с её мосточками, мостками и кладочками.
Мама сказала, что придёт время, и я буду по ним ходить, чтобы счастье встретить!
Виктория КОРШУНОВА,
ученица 4-го класса


Общая информация


Заметки

Настоящий патриот, по мнению Президента России В.В. Путина, – тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечест­ву 
Сведения

С января по март 2016 года в селе Чумай проводился конкурс, состоящий из трёх этапов: «Легендарная вещь», «Чумайские корни», «То, что люблю»
     

Цитата

М.В. Головина:
«Проект получил широкий резонанс не только в регионе, но и благодаря Интернету во всей России»
 
Заметки

Когда паром появился, старожилы не знают. Говорят, сколько живём, столько и его помним
     

История

В 1980 году паром перестал существовать, потому что ни тому, ни другому хозяйству невыгодно было его содержать 
Культура

Если пройти по всем чумайским мосткам, то счастье своё встретишь
     

Интересно

Если пройти на лыжах вдоль горы, можно встретить рыжую лису или вспугнуть осторожного зайца 
Заметки

Чумайка рыбой богата: ребятишки ловят пескариков, а взрослые ловят карасей и ельцов


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©