Природа сибири Начни с дома своего
   Главная      Газета       Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Тематические страницы
- Наш общий дом – Алтай
- Концепция реальных дел
- Наш Алтай – зелёный рай

Серия публикаций о спелеологах.

А вы знаете, что....
С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 миллиардов клеток, и число это до самой смерти не увеличивается. Hапротив, после 25 лет оно сокращается на 100 тысяч в день. За минуту, потраченную вами на чтение страницы, умирает около 70 клеток. После 40 лет деградация мозга резко ускоряется, а после 50 нейроны (нервные клетки) усыхают и сокращается объем мозга.

на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

Пещеры / Пещерное лето-68 продолжается

10 страница. Тематическая страница. ПещерыПриехав из Талдинских пещер в Томск, я сразу же погрузился в организацию следующей экспедиции на Алтай. Эту экспедицию частично профинансировал профсоюзный комитет университета. Мы собирались разведать район юго-западнее места наших предыдущих работ.

Пещерное лето-68 продолжается
Фото 1Во время поездки в Барагаш мы услышали от двух разных людей рассказы о провале, куда во время Гражданской войны отступавшие в Монголию белогвардейцы сбросили часть своего оружия.

Откуда название?
Лев Попов, аспирант-радиофизик, избранный начальником новой экспедиции (назовем ее Чергинской), очень заинтересовался этим сообщением. Он сразу предположил, что в числе сброшенного оружия был и пулемет «максим».
Потом он стал считать это предположение фактом, и часто рассуждал о судьбе пулемета, как о шкуре медведя, которого еще предстоит убить.
«Мы будем держать его в нашем подвале», – говорил он. – Разрешение получим. У меня есть связи в органах». С его легкой руки далекий провал стали именовать Пулеметным.
Секция к тому времени получила в свое распоряжение и оборудовала часть подвала в одном из общежитий университета. Там были библиотека-архив, комната для занятий и склад снаряжения, где, очевидно, и должен был, по мысли Льва, стоять пулемет.

Записи «Графа»
Тут нужно сказать, что еще прошлым летом «Граф» Витя Леринман организовал «частную» поездку на Алтай. Его сопровождали двое друзей, не состоявших в секции. Несмотря на то, что поездка носила развлекательный характер, Витя вел сбор устных сведений о пещерах, занося их в записную книжку.
По возвращению он сдал ее в архив секции. Но почему-то этим дневником никто не заинтересовался ни перед Ингурекской экспедицией, ни перед Чергинской, хотя маршрут трех друзей пролегал по этим местам. Только через пару лет Лев Попов случайно взял ее с полки и стал из любопытства листать. Каково же было его удивление, когда он обнаружил в дневнике сведения о нескольких объектах, которые мы искали в 1968 году как успешно, так и безуспешно.

Фото 2Отличия экспедиций
Чергинская экспедиция отличалась от Ингурекской, о которой я уже рассказывал. К этому времени в секции образовалось несколько романтических парочек. Они-то и составили основу экспедиции. К тому же Лев был более либеральным руководителем, чем Чуйков.
Но главное отличие состояло в том, что расположение объектов работы предыдущей экспедиции было хорошо известно. В новой экспедиции их сначала нужно было найти. Поэтому «улов» второй экспедиции был меньше, чем первой

Начало
…Снова мы в Горно-Алтайске, где тогда начинались все автобусные маршруты. На автобусной станции самый юный участник нашей группы, только однажды выезжавший в пещеры Красноярска, обведя глазами окрестные горы, спросил: «Это что – Саяны?».
Мы покатились со смеху: «Ты что, не знал, куда ехал? Город ведь называется – Горно-Алтайск!». На это наш новичок спокойно ответил: «Я слепо доверяю руководству». В дальнейшем его наивно-глубокомысленные замечания неоднократно веселили народ.
Приведу еще одно из них: «Интересно – все алтайские пещеры расположены вдоль Чуйского тракта». Конечно, в действительности дело было в том, что мы, не имея своего транспорта, были привязаны к оживленным транспортным артериям.

Сбор сведений
В Черге мы начинаем сбор сведений о «Пулеметном провале». Мы узнаем, что на горе Стая, в логу Акташ, есть провал, в который когда-то падал кто-то из жителей села. Это, однако, явно не то, что мы ищем, поэтому оставляем новый объект на обратный путь.
О «Пулеметном» же провале никаких определенных сведений получить не можем. Кое-кто из информаторов предполагает, что провал надо искать у села Верх-Черга. В Верх-Черге нам сказали, что провал, куда сбрасывали оружие, находится «наверное» у села Мухор-Черга. Эти три села расположены треугольником.
Распросы в Мухор-Черге вообще зашли в тупик. Жители – почти все алтайцы – отделывались незнанием, или непониманием. Мы явно не смогли войти в доверие к ним.
Вспомнилась наша неудачная поездка в Барагаш в предыдущую экспедицию, когда местная жительница, алтайка, отказалась проводить нас к провалу, который видела во время пастьбы овец.
На счастье, в Мухор-Черге нашелся русский житель, лесник, который знал «пещеру с провалом», откуда когда-то доставали винтовки.
Утром, оставив в лагере дежурных, мы нагрузились снаряжением и двинулись за проводником. Наш путь долго шел в гору. Перевалив через хребет, мы стали спускаться и, наконец, увидели небольшую скалу с чернеющим отверстием.

Кульдюкская ледяная…
Подойдя вплотную, мы поняли, куда пришли. Пещера соответствовала описанию Кульдюкской ледяной пещеры, которое дал нам Виктор Немцов. Он вместе со своим другом Павлом Тороповым и географом Алексеем Марининым входил в группу горноалтайских спелеологов, ранее исследовавших эту пещеру. Статью А.М. Маринина о пещере, опубликован в «Известиях Алтайского отдела Географического общества» в 1969 году, мы еще не читали.
Пещера начиналась горизонтально, но почти сразу же обрывалась в большой грот. Напротив входа, на том же уровне, виднелся вход в подвешенную галерею, отделенную от нас пропастью. Через нее были переброшены два древесных ствола.

Зрители
Наш проводник уехал, а мы стали готовиться к обследованию пещеры. Только веревочные перила над провалом были натянуты, как раздались многочисленные голоса, топот и ржанье коней.
К пещере прискакала большая группа жителей Мухор-Черги, в основном, молодежь. Среди всадников мы увидели и почти всех тех, с кем мы беседовали, и кто, якобы, «не знал» про пещеру. Все приехавшие были явно возбуждены.
Мы продолжали заниматься своим делом, стараясь не обращать внимания на зрителей. Когда мы все перебрались в сквозную галерею и начали спуск в Большой грот из второго отверстия, любопытные парни и девушки стали перебегать к нам по бревнам, стараясь ничего не пропустить.
Как говорил Саша Чернов, страховавший всех и спускавшийся последним, зрители стояли за его спиной в пять рядов. Но когда все мы очутились внизу, «конница», удовлетворив свое любопытство, ускакала.

Друзья
А мы ходили по огромному гроту, частично освещенному светом от входа. Надпись на стене свидетельствовала, что он носит имя Вали Воякиной.
От Немцова мы знали, что это молодая туристка из Горно-Алтайска, погибшая в одном из походов.
Позже грот получил название «Алтай». На большей его части был ровный ледяной пол, слегка покатый в сторону входа. Под ним ледяной скат обрывался вниз, где, как мы знали, есть еще грот.
Стали готовить еще веревки, и тут снова сверху послышались голоса. Хотя это были новые, но хорошо знакомые нам лица!
На фоне просвета мы увидели геологов Карстового отряда, с которыми мы подружились в Талдинских пещерах: Севу Баржицкого и Володю Корягу с его Малышом. Рядом с ними была участница нашей прошлой экспедиции Зоя Попова, оставшаяся с ними в качестве поварихи.
Их тоже привел к пещере проводник, но совсем с противоположной стороны, от села Барлак на Чуйском тракте.
Мы моментально договорились, что на следующий день мы снова встретимся в пещере и проведем ее совместную съемку. Пока же мы продолжали осмотр. Спуск по ледяному колодцу привел в новый грот, меньший по размерам, но еще более невероятный!
Здесь лед был и потолком, и тремя стенами! Над нами была почти 20-метровая толща льда. В центре грота была огромная ледяная колонна, украшенная сосульками, нишами, выступами. Свечки, поставленные в ниши создавали совершенно сказочную картину. И колонна, и сам грот, получили название Люстра.
Отсняв на следующий день пещеру, мы простились с геологами. Мы спустились на одну сторону хребта, они – на другую. Наш путь лежал в село Мариинское, где, по сообщению Виктора Немцова, тоже был провал.

Тайна «Пулеметного провала»

Почему местные жители скрывали от нас Кульдюкскую пещеру? В целом, это осталось невыясненным, но можно сделать некоторые предположения.
Во-первых, отдельные пещеры могут иметь культовое значение, поэтому их не принято показывать посторонним. Во-вторых, местные жители знали о событиях, происходивших около четверти века назад, в которых были замешаны их земляки и, возможно, родственники.
Дело в том, что в верхней галерее Кульдюкской пещеры в период Великой Отечественной войны какое-то время скрывались противники советской власти, не желавшие служить в Красной Армии.
Разумеется, жить в галерее длительное время было невозможно. Там можно было спрятаться только на время непосредственных поисков их представителями властей. При этом если бы убежище было обнаружено, то скрывавшиеся оказались бы в ловушке.
Конечно, преследователи при попытке проникнуть в пещеру становились легкой мишенью для засевших в ней стрелков. Но то же самое ожидало и самих спрятавшихся, если бы они попытались покинуть пещеру. У них оставался выбор между сдачей в руки правосудия и смертью от холода, жажды и голода или пули.
Использовать любую пещеру в качестве тайного убежища можно только до тех пор, пока местонахождение пещеры не раскрыто.
Кульдюкская пещера расположена так, что найти ее нелегко.
А как же «Пулеметный провал»? Во-первых, напомним читателям, что легенда о пулемете родилась непосредственно в нашей секции. Что же касается сведений о сброшенном в провал оружии, то они представляются мало достоверными.
Никаких крупных соединений белых, которые могли бы иметь отягощающие их запасы оружия, в Горном Алтае не было. Избавляться от личного оружия при отступлении было неразумным.
Те же из отступавших, кто решил раствориться в среде местных жителей, личное оружие спрятали бы там, откуда его легко достать. Наконец, если бы такой провал существовал, он был бы широко известен.
Виктор Немцов, рассказавший нам об убежище в Кульдюкской пещере, знал это со слов своего друга Павла Торопова, происходившего из семьи алтайских старожилов. Немцов также сообщил, что из пещеры были извлечены части двух или трех старых винтовок, вероятно принадлежавших скрывавшимся в ней дезертирам.
Слух об этом, распространившийся среди местных жителей, очевидно и положил начало легенде о сброшенном в провал оружии. Потом эту историю связали с Гражданской войной.
Так рождаются и умирают легенды.