Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2010 г. (ноябрь-декабрь 2010)


А вы знаете, что....
Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2010 год
№11-12 (179-180) 2010 год / 28-29 страница

Спецвыпуск Сергея Егиоя и его друзей



Творческая династия сельских художников
Анастасия Егиоя, 8 класс; Сергей Николаевич Егиоя
«Художниками не становится, ими рождаются» - такими словами решили мы начать рассказ о творчестве М.А. Егиоя. Умение рисовать, еще не значит, умение творить, дарить людям эстетическое удовольствие. Таким даром, безусловно, обладает Михаил Александрович.
В прошлом уже были краевые публикации о нем, в этом году краевым телевидением был даже снят большой видеофильм («Вот тебе, дедушка, и Юрский период»), который понравился телезрителями нашего района.

Начало творческой деятельности
Михаил Егиоя родился 28 декабря 1939 года в Кегенском районе Алма-атинской области. Его прапрадед был «чистокровным» эстонцем, мастером по изготовлению карет на европейский манер.
Семейная легенда гласит, что в России он оказался из-за любви к русской девушке. Перебрался в Псковскую губернию, работал у помещика, выучился гнуть и украшать русские санки.
Его сын, который доводится Михаилу Александровичу прадедом, сто лет назад на санях-розвальнях с кибиткой приехал искать счастья в свободных сибирских землях.
Так появился в Курьинском районе многочисленный клан российских эстонцев со странной фамилией Егиоя. В Сибири они слыли людьми, разбирающимися в грамоте, технике, отменными мастерами.
Сейчас Михаилу Егиоя за семьдесят. Первые рисунки он сделал еще в 1940-е годы, когда учился в школе. Появились они в стенгазете. Делал в годы трудного военного детства и копии: смачивал керосином бумажный лист, отчего тот становился прозрачным, и переводил полюбившиеся картинки.
Писать картины профессионально (хотя никакого художественного образования у Михаила Александровича нет) начал только в 40 лет. К сожалению, не сохранились ни его первые этюды, ни многие наброски зрелой поры. К своему увлечению относился легко. Нанес на бумагу, холст или картон увиденное или фантазию – и подарил. Да и времени на серьезные занятия рисованием не хватало.
За свои 70 с хвостиком перепробовал немало профессий: был и сталеваром, и кузнецом. А на пенсии, когда наконец–то, появилось больше времени, начал серьезно рисовать. До того досуг отнимали работа и семья – вырастил двух дочерей. Радует его то, что старшая, Лена, пошла по стопам отца. Она вместе с мужем Владимиром изготавливает чучела животных в Рубцовске.

Художник – таксидермист
Теперь Михаила Александровича заботят внуки, и, главное, старый отец (живут они вдвоем в одном доме уже второй десяток лет) – Александр Александрович, основатель самобытной династии художников Егиоя. Вместе с отцом Михаил продолжает создавать новые живописные картины (рис 1).
Михаил Александрович использует в своей творческой работе разные материалы: папье-маше, полотно, тонкий картон, бумагу, клей. А также - деревоплиту, глину, уголь, мелки, карандаши и, конечно же, масляные краски. Он пишет не только картины, он еще и таксидермист (мастер по изготовлению чучел), изготавливает чучела, выделывает шкуры, вырезает фигурки из оргстекла и корней деревьев.
Для создания макетов животных (скульптур и скульптурных композиций) использует в основном папье-маше. Этот материал – крепкий, прочный, а главное – податливый, не трескается, как глина. Он еще и тем хорош, что быстро позволяет воплотить «в жизнь» то, что задумал.
Вот что пояснил сам таксидермист корреспондентам программы «Вести «Сибирь»: «Папье-маше берешь и вдавливаешь, вдавливаешь, намостил, форму маленько придал, а потом создаешь уже мышцы, доработку делаешь, складки, кожу надеваешь».
Похожая технология изготовления и для чучел. Например, посмотрите на голову лося (рис. 4).
Делается деревянный профиль головы, а потом паклей и бумагой «наращиваются» мышцы. Далее ставится структурная глина в глазницы и ноздри.
В 2007 году мастер сделал макет обезьяны очень похожий на чучело (рис. 5). Как ему это удалось?
Таксидермист взял шерсть с коровы, белую – со лба, а рыжую – с боков. Клейстером наклеил и придал форму, чтобы с юмором вышло: на шее цепь, как у «новых русских», а в руках стопка с бутылкой – «алкашка», одним словом.
А вот для чучел птиц и животных главный момент заключается в том, чтобы придать им естественную позу. Например, красота коршуна заключается не в том, что он просто сидит над добычей, а в размахе его крыльев (рис. 6).
Самым первым изделием из папье-маше была ваза (рис. 7). Сначала Михаил Александрович сделал каркас вазы, потом выравнивал папье-маше, для симметрии. Нашел емкость, взял чайник, поставил его на дно будущей вазы. На самом дне сделал деревянный круг. Бока сосуда украсил под китайскую роспись, каждую розочку с нуля делал, используя проволоку. Около дна вазы ребра-палочки вставил, обклеил папье-маше. Вот такая «простая» технология.

Самобытные Картины
Михаил Александрович с детства любил писать пейзажи с животными. Продолжает создавать такие картины и сейчас: «Поспелов лог» (рис. 8, 1992 г.), «Весна в горах» (рис. 9, 2006 г.), «Лисы» (рис. 10, 2007 г.), «Апрель» (рис. 11, 2008 г.) и другие.
Картину «Поспелов лог» художнику захотелось написать, прежде всего, из-за тумана и низких туч. Такой сюжет Михаил Александрович увидел, однажды возвращаясь с апрельской охоты.
А вот картину «Весна в горах» создавал по частям. Сначала набросал темные суровые горы, зелени положил мало. Потом стал помаленьку ее добавлять. Нарисовал водопад, изобразил рыжих горных коз, и картина получилась совсем не такой, какой ее задумал художник.
Его пейзажи покоряют неброской красотой и узнаваемостью. Ведь Каменка Курьинского района расположилась у подножия Колыванского хребта. До тайги, до знаменитой Колывани рукой подать (рис. 12-13).
Но картины Егиоя – не фотографии местных красот, они отражают философию мудрого человека, живущего в единении с природой. Талант, наверное, в том и состоит, чтобы замечать эти божественные щедроты. Первый луч рассвета, звон весеннего ручейка, теплоту камня, дыхание тайги...
Художник, разменявший восьмой десяток, сумел сохранить способность видеть эти маленькие чудеса (рис. 14).

«Парк юрского периода»
На заре своей творческой деятельности Михаил Александрович хотел стать скульптором. Наверное, поэтому у него больше скульптурных композиций, а не картин.
В начале художник вырезал фигурки из оргстекла (рис. 15) и другого искусственного материала, (рис. 16), потом стал использовать папье-маше, реже – глину (рис. 17) и камень (рис. 18).
Из папье-маше создал основные свои скульптурные шедевры. Сначала появилась «Обезьяна», потом «Зебра» и «Слон» (рис. 19-21). За ними целое животное царство: «Конь Буян», «Конь в прыжке», «Маралы», «Бык» (рис. 22-25), а также птицы – «Венценосный журавль», «Розовые фламинго» (рис. 26-27).
«Оживил» мастер и доисторических животных – динозавров. Можно сказать, что Михаил Александрович создал в своем доме парк Юрского периода (рис. 28-29).
«Живут» в доме у скульптора и фантастические персонажи – сказочный злодей и таинственное лесное существо (рис. 30-32).
Каждая комната в доме художника имеет неповторимый колорит. В одной - великолепные пейзажи, в другой – оскаленные динозавры.
Творения автора не «усидели» дома, а высыпали и за ним во двор. Под окном изогнулся настоящий дракон (рис. 33), у калитки гостей встречает Кощей Бессмертный (рис 34).
Удивительно, но даже отрицательные персонажи выглядят добрыми и совсем не страшными (рис. 35).
Очередная задумка Михаила Александровича – сделать чучело льва из соломы.
- Главное - идея, а вдохновение будет, - говорит он.
Мы надеемся, что творчество династии сельских художников Егиоя не заглохнет на представителях старшего поколения, а продолжится и получит дальнейшее свое развитие. А основания для этого есть!


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2019 г.©