Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2007 г. (ноябрь-декабрь 2007)


А вы знаете, что....
Человеческая ДHК содержит порядка 80 000 генов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2007 год
№11-12 (143-144) 2007 год / 28 страница

28 страница. «Природа Алтая» №11-12 2007 г. (ноябрь-декабрь 2007). Солонешье. Археологический природный памятникСолонешье
Археологический природный памятник

Солонешенский район - один из уникальных археологических районов в бассейне верхнего течения Ануя.
Здесь сконцентрированы памятники всех основных археологических эпох - от каменного века до средневековья. Особую известность получила Денисова пещера, представляющая древнейший период истории человечества - эпоху палеолита (древнего каменного века) - 2,6 млн. - 10 тыс. лет до н. э. Благодаря большому научному потенциалу, этот памятник занимает одно из ключевых мест в разработке проблемы первоначального освоения человеком территории Северной и Центральной Азии.


Солонешенский район
Денисова пещера
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК
Денисова пещера занесена в различные спелеологические каталоги. Как археологический памятник она была открыта в 1977 году научным сотрудником Института истории, филологии и философии СО АН СССР (институт археологии и этнографии СО РАН) кандидатом биологических наук Н.Д. Оводовым. Им были заложены два шурфа - в устьевой части пещеры и у стенки первой камеры.
Н.Д. Оводов сделал обмеры пещеры. В 1978 г. пещеру осмотрела группа археологов во главе с академиком А.П.Окладниковым, после чего Н.Д. Оводовым была проведена консервация шурфов и намечена перспектива дальнейшего исследования этого уникального памятника.
В 1982 году, уже после смерти А.П. Окладникова, было решено начать исследования Денисовой пещеры силами ИИФиФ СО РАН СССР с привлечением широкого круга различных специалистов для комплексного изучения памятника.
ЧТО НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО?
Наибольший интерес для археологов представляет предвходовый грот, вход в него овальной формы, размеры в среднем 32x7 м. Длина грота достигает 32 м, ширина и высота по мере удаления от предвходовой части увеличиваются и в наиболее широкой его части составляют приблизительно 10-11 метров.
Грот имеет несколько ответвлений, два из которых являются непосредственным продолжением пещеры. В его верхней части находится сквозное отверстие диаметром чуть более метра. Благодаря этому «окну» центральная, наиболее обширная и удобная часть грота освещена; кроме того, это отверстие обеспечивает прекрасную дымовую тягу.
Грот в течение всего года остается сухим, хотя температура воздуха близка к наружной. Он всегда был хорошим естественным убежищем для человека и животных, защитой от ветра и дождя.
ВСЯ ИСТОРИЯ СЕВЕРНОЙ АЗИИ
В многометровой толще пещерных отложений сосредоточена вся древнейшая история Северной Азии: от раннего палеолита до средневековья. Отсюда на протяжении десятков тысяч лет шло расселение человека на самые разные территории - в Японию, Корею, некоторые районы Китая и Дальнего Востока, а также Северной Америки. Это подтверждают археологические материалы.
Японцы и корейцы вообще считают, что их далекие предки пришли с Алтая.
Первым этапом работ явилась расчистка Денисовой пещеры от мусора и обломков древесины. Они транспортировались из пещеры при помощи канатной подвесной дороги, проведенной на левый берег Ануя, где был оборудован стационар с системой разноячеистых сит, с просмотровыми столами для промывки и разборки пещерного грунта.
Пещера была разбита на секторы-квадраты. Землю снимали слоями по 5-10 см. Каждый слой фиксировали, проводили фото- и видеосъемку. Положение находок фиксировали относительно других находок, а также сторон света. Тщательно изучались самые мелкие предметы, так как раскопки любого археологического памятника — это его уничтожение.
Количество находок, сделанных в пещере, превышает 80 тысяч: это орудия труда, предметы вооружения, украшения, останки животных и растений. К настоящему времени в отложениях центрального зала обнаружены останки не менее 117 видов плейстоценовых животных (корсак, степной хорь, малый пещерный медведь, пещерная гиена, шерстистый носорог, плейстоценовый осел, як, первобытный бизон, дзерен, сайга, архар, дикая лошадь, красный волк, марал), а также тундротаежных видов (песец, горностай).
ЗДЕСЬ РОС ДАЖЕ БАМБУК
Выяснилось, что тысячи лет назад предгорья Алтая были зоной широколиственных лесов: здесь росли дуб, бук, граб, маньчжурский орех и даже северные виды бамбука. Были найдены здесь и подвески из скорлупы страусиного яйца: возможно, кто-то привез их сюда для своей возлюбленной из древней «туристической поездки» в теплые края. Были найдены орудия труда, сделанные из горного хрусталя, весьма твердого минерала, и даже из метеоритного железа.
ЗАГАДОК МНОГО
И все же загадкой остается, почему именно Денисову пещеру выбрали древние люди? Обычно они предпочитали пещеры, расположенные на освещенных, обогреваемых склонах, здесь же - наоборот.
С глубокой древности, еще с эпохи палеолита, пещеры использовались как жилье, на их стенах изображали животных и магические знаки, здесь хоронили соплеменников и устраивали святилища.
Пещеры считались вместилищем дождя, ветра, разрушительных стихий - с одной стороны, носителями плодородия, страсти и вожделения - с другой. Поэтому не случайно многие народы связывают свое происхождение с пещерами. Нередко пещеры отождествлялись со входом в нижний мир, символизировали опасность.
Так, алтайцы относятся к пещерам настороженно: по их верованиям, если в течение светлого времени суток в пещеру хотя бы на секунду не проникает солнечный свет — значит, это обиталище духов ночи и сюда заходить опасно.
В Денисовой пещере было найдено много сломанных стрел и сплющенных пуль: в тех случаях, когда нужда все же заставляла зайти в пещеру, алтайцы вперед пускали стрелу или пулю. Древние же люди делали подношения здешним духам.
Например, был найден клад, возраст которого 700 лет. Некий воин для чего-то пытался умилостивить духов тьмы и принес им в дар котел, наполненный разными предметами (стрелами, стременами, удилами, шпорами), но поскольку предназначалось это духам тьмы, каждая вещь была «умертвлена», то есть сломана, а котел — пробит.
Тем не менее доказано, что в Денисовой пещере люди жили постоянно. Лишь немногим людям в пещере дискомфортно, большинство чувствует себя хорошо.
Денисова пещера вполне пригодна для проживания небольшой группы людей. Летом в ней не жарко, естественное отверстие в глубине основной камеры позволяет разводить огонь, зимой здесь поддерживается постоянная температура, хотя и низкая, но близкая к плюсовой.
ЗДЕСЬ ЖИЛИ ПАСТУХИ
Каким образом и для каких целей использовали Денисову пещеру древние обитатели Алтая? Основная доля находок сконцентрирована в предвходовой части пещеры. Здесь обитали пастухи афанасьевской археологической культуры. У самого входа расположены два очага. Естественно, что часть костей животных и другие предметы могли попасть в центральный зал. Пастухи питались мясом диких животных. Об этом свидетельствуют обнаруженные в пещере наконечники стрел и дротиков. Мясо овец из стада ели, когда охота была неудачной.
Часть пищи пастухи приносили из стационарного поселка. Каменные орудия, нужные для разделки туш и обработки шкур, изготавливали тут же - сохранились отходы производства. Материала для их изготовления было достаточно. Остальные вещи: бронзовый нож, кельт, костяные застежки, подвески - просто были утеряны пастухами, а вещи, вышедшие из строя (обломок каменного топора, ложка, каменные тесла), -- выброшены.
Посуду для приготовления пищи и хранения жидкости пастухи приносили с собой, а когда сосуд разбивался или давал трещину, его бросали на месте; во входовой части пещеры но осколкам топтались не только люди, но и овцы. Были найдены также сосуды, применявшиеся в качестве жировых ламп и для особой ритуальной пищи или снадобий. Для содержания животных в пещере отгораживали ненужные или таящие в себе опасность ниши и гроты, в случае необходимости особо обустраивали вход.
Раскопки Денисовой пещеры имеют большое научное значение. Впервые здесь установлена строгая хронологическая последовательность развития и смены древних культур от эпохи раннего неолита до этнографической современности.

На правом берегу Ануя
Денисова пещера расположена в Солонешенском районе Алтайского края, в 6 км северо-западнее села Черный Ануй, вниз по реке, в сторону села Топольного. Вдоль берега в этом месте проходит дорога из Черного Ануя на Топольное и далее в районный центр Солонешное. Пещера находится на правом берегу Ануя, в 1,8 км ниже устья его левого притока - р. Каракол. Вход в пещеру экспонируется на юго-западную и западную части подножия горы Сосновой (Дедушки) и находится в 28 м над современным уровнем зеркала реки (абсолютная высота 670 м). Площадь пещеры 270 м , длина 110 м...
Пещера давно и хорошо известна как местным жителям, так и широкому кругу туристов и спелеологов. Она доступна даже человеку, не имеющему специальной альпинистской или спелеологической подготовки, поэтому вся предвходовая часть, стены и потолок пещеры обезображены автографами посетителей, написанными масляной краской…
ВЕРСИИ НАЗВАНИЯ
Существует две версии относительно названия пещеры. Первая гласит, что в ней во второй половине XVIII в. поселился святой старец Дионисий, который питался ягодами и кореньями, пил воду из ручья и занимался лечением детей из окрестных сел, за что благодарные люди приносили ему хлеб с медом, молоко, а потом он куда-то исчез. Люди в память о нем назвали пещеру Денисовой. Согласно второй версии, недалеко от пещеры были пастбищные угодья пастуха Дениса, и он во время непогоды укрывался в ней.
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ
Сведения о Денисовой пещере встречаются уже в изданиях XIX в. Миссионер В. И. Вербицкий сообщал: «Мы посетили пещеру при р.. Ануй вниз от стана в 6 верстах. Вход в пещеру вверху полукруглый, пространный, так что можно на коне верхом в нее въехать. Конец пещеры разделяется на два углубления, из которых в одном идет узкое отверстие вверх. Ни костей и ничего замечательного в пещере не обретено».
В 1926 г. во время путешествия по Алтаю в Черном Ануе побывал выдающийся русский художник и археолог Н.К. Рерих. Здесь он «обратил внимание на пещеры, находящиеся вблизи. В них масса костей и какие-то находки». Искусствовед Л.В. Шапошникова полагает, что художник использовал сделанный у пещеры этюд в одной из своих картин. О посещении пещер в районе Черного Ануя упоминал сам Николай Константинович. Он писал: «Около Черного Ануя на Караколе - пещеры. Глубина и протяжение их неизвестны. Есть там кости и надписи».


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©