Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 (январь-февраль) 2016 год


А вы знаете, что....
Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (241-242) 2016 год / 24-25 страница

Читатель продолжает начатую тему
Альфред Арьевич Позняков, преподаватель Алтайского колледжа культуры, кино- и фотохудожник, заслуженный работник культуры Российской Федерации, действительный член Российского географического общества, лауреат многих региональных, всероссийских и международных кинофестивалей, автор более 30 документальных фильмов, ста статей с фотографиями о культуре, природе, этнографии.
Наиболее значимые фильмы: «Рерих на Алтае» – награждён премией журнала «Турист»; «В центре Азиатского материка» – награждён восьмью дипломами, в том числе дипломом Союза кинематографистов России, двух международных кинофестивалей («Визуальная антропология», г. Пярну, Эстония, и др.); «Дорога к Томам» (этнография Заполярья); «Тух-Эмтор» (археология Васюганья, Западная Сибирь); «Страна моей мечты» (об Индии); «Магия звука»; «Ландшафты Горного Алтая» и другие.
Летом текущего года этому удивительному человеку исполняется 80 лет! Но по-прежнему он обладает уникальной творческой энергией, полон сил и планов новых экспедиций и проектов.
Ирина ЖЕРНОСЕНКО


В прошлом году в номере 7–8 на страницах 9–12 нашей газеты Альфред Позняков рассказал об одной проблеме, касающейся нашей жемчужины – озера Колыванского. Это засилье различных мотосредств на достаточно небольшой территории. А с учётом того, что озеро мелкое, рано или поздно оно может потерять своё рекреационное, а потом и туристическое значение. Речь в материале шла и о других моментах. Потом мы встретились с главой администрации Змеиногорского района Борисом Александровичем Афанасьевым по этой публикации. Местные власти тоже всерьёз озабочены теми проблемами, которые есть на нашей общей «жемчужине». Надеюсь, что варианты решения будут найдены.
А сегодня Альфред Арьевич Позняков предлагает вашему вниманию, наши читатели, ещё один материал по озеру Колыванскому. Он касается истории.

Ещё раз о Колыванском озере
Альфред Арьевич ПозняковОт редакции. Друзья Познякова к его юбилею подготовили книгу. Она состоит из статей Альфреда Арьевича и сопроводительных материалов. Проблема с её печатью одна – нет денег. Мы обращаемся к нашим читателям: помогите с изданием уникальной книги уникального человека. Будут идеи и предложения, можете обращаться к нам в редакцию, ко мне, редактору Сергею Ивановичу Малыхину, по телефону 8-960-965-21-77.

Велика была роль камня в развитии горного производства на Алтае. Отыскивая минералы, люди исследовали недра земли, использовали их.
Древние алтайские металлурги открыли в скалах, обнажённых ветром и водою, руды.

На древних буграх
В один из воскресных дней 1723 года алтайские звероловы нашли на древних чудских буграх, около озера Колывана на русской границе, смежной с тогдашними владениями Джунгарского князька Голдан Чирина, медную руду и, зная про обещанные Демидовым награды за такие находки, представили ему образцы.
Первые месторождения руд, были найдены в окрестностях озера, по берегам которого высились утёсы, поражающие и сейчас человека своею формой. Глядя на них, невозможно отделаться от впечатления, что какой-то мастер нагромоздил друг на друга отшлифованные овальные глыбы, копируя зверей, птиц, создавая терема и одному ему известные постройки. Издали напоминают они окаменевшие чудовища, каждая скала с разных сторон представляется то медведем, то птицей, то бастионами с огромными пушками.

Именем Колывана?
В легендах и былинах, дошедших до нас, славится чудо-богатырь Колыван Иванович, который, совершая ратные подвиги, любил делать из камня разные причуды на забаву людям. Вероятно, его именем и названо было это озеро, расположенное у подножия одного из хребтов в северо-западной части Алтая.
Озеро Колывана – так говорили о нём в ХVIII веке. В наши дни оно известно как Колыванское, хотя местными жителями уже переименовано в Саввушинское, по имени находящейся неподалёку деревни Саввушка. Имя Колывана Ивановича, носит и соседний с озером Колыванский хребет.

Первые рудники и заводы
Первый рудник, заложенный в его отрогах в 1723 году, также назывался Колыванским. Тогда же, в 1723-м, при речке Локтёвке была построена первая доменная печь для пробы найденных руд, а затем образцы выплавленной меди были отправлены на уральский Невьянский завод.
Удостоверившись в доброкачественности руд и зная об обилии на Алтае лесов, Демидов в 1725 году построил около той же речки Локтёвке первый медеплавильный завод с тремя печами и с ручными кожаными мехами. Завод был назван Колывано-Воскресенским, по имени соседнего озера и в воспоминание дня открытия рудного месторождения.
Так было положено начало горному делу на Алтае, которое потом широко развернулось.
Первый завод на Алтае, именовался Колывано-Воскресенским. Когда образовалось огромное горнопромышленное производство, принадлежащее царям России на Алтае, все заводы стали называться Колывано-Воскресенскими.

По истории названия
Не все географические названия Западного Алтая объясняются просто и легко. В качестве примера названий, над которыми приходится задуматься, можно привести группу наименований с основой «Колыван».
Это озеро Колыван (теперь Колыванское); две речки: Верхная Колыванка и Нижняя Колыванка; Колыванский хребет или Колыванские горы; деревня Колыванская, она же Колыванка на реке Барнаулке; Колыванский медеплавильный завод и село Колывань.
Был образован Колывано-Воскресенский горный округ и создана Колыванская оборонительная линия. Колыванским Алтаем одно время называли всю западную рудоносную часть Алтая, которую теперь стали называть Рудным Алтаем.
Попытка объяснить происхождение названия Колыванского озера делалась давно. Так, например, в «Новом и полном словаре Российского государства» (1788 г., ч. 11) сообщается, «что вода в сём озере от самого малого ветра волнами колебалась, от которого колебания оное, по мнению некоторых, Колыванским и названо». Это наивное объяснение названия озера приводилось и в некоторых изданиях начала ХIХ века.
Судя по рукописной карте геодезиста Петра Чичагова (1729 г.), вначале именем Колыван называлось только озеро. Первый медеплавильный завод назван на карте Воскресенским. Несколько позднее его стали называть Колыванским.

Пришло с Запада?
Имеется основание считать, что имя Колыван (ъ) пришло в Сибирь с Запада. Этим именем ещё в ХIII веке русские называли город Ревель (теперь это Таллин). Предполагается, что название Колывань произошло от имени Калев, героя эстонского эпоса. В форме Колыван это имя нашло отражение и в русских былинах, в которых оно упоминается как имя богатыря Колывана или встречается в виде отчества: Иван Колыванович и Самсон Колыванович. Отметим, что одна из былин, в которой упоминается имя богатыря Колывана, была записана в Алтайском горном округе.
После присоединения Прибалтики при Петре I к России город Ревель официально перестал называться Колыванью, но это имя сохранилось в одной из народных песен, в которой поётся о славном городе Колывани, «что по нонешному славный город Ревель». Можно допустить, что слова этой песни дошли и до Алтая.
Что же послужило появлением на Алтае географического названия Колыван – имя города или имя богатыря? В настоящее время очень трудно решать, чем именно тогда руководствовались, ведь и имя древнего города, и имя богатыря имеют между собой общую связь.
Колыванское озеро (оз. Колыван) – особенное. Его чаша окаймлена как бы стенами древнего города с живописными развалинами и полуразрушенными башнями. Красота и необычный вид этого озера поражают человека. Для такого озера нужно было особое «богатырское» название.

Чудские копи
Следы горного производства древних обитателей Сибири сохранились в чудских копях.
Копи эти замечательны тем, что все орудия для горного производства, в них найденные, преимущественно были сделаны из меди или из особенной смеси вроде бронзы, в которой главную роль играет медь. Из этих копей добывалось, вероятно, и рассыпное золото, как это можно заключить из слов бывшего в 1756 году главным судьёй монетной канцелярии Шлиттера: «о которых чудских копях известно, что прежние народы оные копи производили более для съискания и добывания самородного металла».
По всей Западной Сибири находится множество разбросанных курганов. Уже в прошлые столетия многие из них были расхищены. Все они носили название «Чудских могил», представляя одинакового вида насыпи, поросшие травою; в середине их всегда находится впадина – кратер.

Древние легенды
«Чудские могилы», «Чудские копи» – всё это памятники, оставленные исчезнувшим народом чудь. Таких памятников много разбросано по долинам Алтая.
«Чудаки» жили здесь, гласит легенда, пока не пришли русские. Тогда они выкопали ямы, по углам поставили столбы и устроили на них навес из земли и камней, затем, забравшись в яму, подрубили столбы и таким образом сами похоронили себя. Причиной решения чуди покончить с собой по легенде считают появление на Алтае берёзы, никем не виданной раньше. Чудь тогда заключила, что ей теперь несдобровать, и добровольно погибла. Эту легенду записал Алтайский миссионер, протоиерей В.И. Вербицкий.
Н.М. Ядринцев приводит ещё две легенды, связанные с мифическим народом чудь. Мифы у местных крестьян связаны с древними курганами.
Один рассказ о том, что проезжие здесь копали яму и откопали золотую телегу, но она ушла в землю. Другой сообщает, как одному крестьянину-рыбаку во сне явился старец и приказал копать курган, где он за тремя чугунными дверями должен был увидеть красавицу и нагресть золота и серебра сколько угодно. Когда рыбак начал копать курган, то действительно встретил в подземелье сидящую красавицу, окружённую сокровищами, которая приказала ему отыскать трёх Иванов и Ивановичей, детей одного отца, принести голову одного из Иванов, и тогда должны были ему достаться сокровища. Этот рассказ связан с курганом, расположенным около деревни Маслиха Бурлинской волости.
Рассказ этот существует и на Иртыше и связан с мифом о белой змее, которая упоминается у Гримма. Один беглый, поевший с голоду мяса белой змеи, получил дар понимать язык растений и животных. Он подслушивает, как ворон ворону рассказывает предание о кургане. Здесь также играет роль девица-красавица, которую, окружённую сокровищами, схоронил её отец хан. Она сидит на золотом стуле с распущенными волосами и золотым гребнем в руках. И так прекрасна, что увидевший её не может уже уйти от неё, а если её поцелует – в этом заключается его гибель. Едва он дотрагивается до гребня и кольца, как раздаётся гром, и кладоискатель по-прежнему остаётся у кургана с заступом.

Что значит это имя?
В июне месяце 1880 года из Москвы выехал путешественник-итальянец Стефан Сомье и направился в бассейн реки Оби. Сомье принадлежал к людям с солидным образованием; будучи специалистом по ботанике, он обладал этнографическими и антропологическими познаниями.
Стефан предварительно ознакомился с географической и этнографической литературой о крае. В своём труде «Лето в Сибири между остяками, самоедами, татарами, киргизами и башкирами. Рим 1885» Сомье отмечает разногласие, существующее между этнографами относительно первобытных обитателей Западной Сибири. Речь о том, что имя Чудь, которое давалось этим древним обитателям, имеет, вероятно, собирательное, а не генетическое значение и указывает на значительное сходство различных бронзовых предметов сибирских курганов с теми, которые находят в древних некрополях северной и центральной частей Европейской России. Это пуказывает на родство или, по крайней мере, на торговые сношения, существовавшие между народами.
Говоря вообще, древние могилы и крепости приписываемые чуди, скорее всего, принадлежат разным племенам и даже разным эпохам. За древнею чудью – обитателями Западной Сибири – скрываются остяки и вогулы. Невозможно решить, были ли они выродившеюся чудью или какими-нибудь новыми завоевателями. Из русских летописей видно, что пермяки и зыряне имели сношения с Зауральем ещё до Ермака. Бухарцы также посещали эти страны до Ермака. По всей вероятности, в конце ХIII века вогулы и остяки (югра) были завоёваны татарами.
Таким образом, история предоставила нам пищу для размышления, а нам же – современным жителям этих исторических мест – остаётся с достоинством относиться к памяти наших предков.
«Забытые истории» – они и сегодня современны.
Альфред ПОЗНЯКОВ


Литература:
1. Головачёв П. «Сибирский сборник». Кн. 1., Томск. 1886 г.
2. Ядринцев Н.М. Поездка по Зап. Сиб. и в горный Алтайский округ. Записки З. С.О.Р.Г.О., 1878 г.
3. Савельев Н. «Ф.В. Стрижков». Барнаул. 1954 г.
4. Розен М.Ф. «Археология и краеведение Алтая». Тезисы докладов к конференции. Барнаул. 1972 г.
5. Юхнев П.М. «Очерки Алтайского края». Барнаул. 1925 г.
6. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Москва. 1893 г.
7. Горохов П.Н. Рассказы о Сибирских Золотых Приисках. Отечественные Записки. Спб. 1841 г.
 












Общая информация


История

В 1723 году алтайские звероловы нашли на древних чудских буграх, около озера Колывана, медную руду 
Заметки

В легендах и былинах, дошедших до нас, славится чудо-богатырь Колыван Иванович, который любил делать из камня разные причуды
     

История

Демидов в 1725 году построил при речке Локтёвке первую доменную печь, а в 1725-м – медеплавильный завод 
Заметки

Имеется основание считать, что имя Колыван (ъ) пришло в Сибирь с Запада. Этим именем ещё в ХIII веке русские называли город Ревель (теперь это Таллин)
     

Интересно

Чаша Колыванского озера окаймлена как бы стенами древнего города с живописными развалинами и полуразрушенными башнями 
Заметки

Следы горного производства древних обитателей Сибири сохранились в так называемых чудских копях
     

История

«Чудские могилы», «Чудские копи» – всё это памятники, оставленные исчезнувшим народом чудь 
Заметки

Из русских летописей видно, что пермяки и зыряне имели торговые сношения с Зауральем ещё до Ермака


 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2017 г.©