Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 (июль-август) 2013 год


А вы знаете, что....
Самая сильная мышца в человеческом организме - язык



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (211-212) 2013 год / 32-33 страница

Виртуальное путешествие по Чуйскому тракту

В Бийске участники экспедиции «Начни с дома своего» в отделе Чуйского тракта Бийского краеведческого музея имени Виталия Бианки совершили виртуальное путешествие по этой уникальной дороге, которая по сей день считается одной из самых значимых в Западной Сибири, а их проводником стала заведующая этим отделом Ольга Борисовна Стрелец.

«Есть на Алтае тракт Чуйский…»

Дорога, «как след бича»
– Находится здание рядом с нулевым километром Чуйского тракта, – начала свой рассказ Ольга Борисовна. – Сегодня Чуйский тракт входит в состав федеральной трассы «Новосибирск – Бийск – Ташанта», и в официальных документах значится как М-52. И вот с этой одной из красивых и интересных дорог Алтая я вас познакомлю. Василий Макарович Шукшин говорил о ней так: «Есть на Алтае тракт Чуйский, красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам». Действительно, Чуйский тракт начинается на равнине, в Бийске, а затем уходит в горы. И первая гора, которая встречается на пути тракта, – это гора Бабырган. В переводе обозначает «белка-летяга», ведь именно этот зверек предсказывает изменение погоды – начинает посвистывать перед ненастьем. А Бабырган перед дождями окутывается тучами. И местные жители замечали: как только не видно вершины Бабыргана, значит, жди дождя.
Бабырган – самая высокая гора, которая находится на границе равнины и гор. О ней сложено немало легенд. Одну из них Ольга Стрелец рассказала юным экологам: оказывается, Бабырган – это богатырь, который пытался поймать красавицу Катунь, но ему это не удалось, поэтому хан Алтай обратил воина в гору. И правда, природа так причудливо сложила гранитные скалы, что в них угадывается лицо человека: как будто Бабырган осматривает свои владения.
Выше по Чуйскому тракту находится один из красивейших перевалов, по которым проходит эта дорога – Чике-Таман. Переводят его название по-разному: «Здравствуй, гора», «Плоская подошва», но алтайцы называли еще эту гору Чичке-Таман, что в переводе обозначает «Маленькая ножка», ведь только маленькая ножка могла пройти по такой узкой тропе. А в XVIII и XIX веках, когда по Чуйскому тракту ходили караваны верблюдов и лошадей, ямщики называли этот перевал «Черта-Таман» и говорили, что 48 грехов отпустится, пока поднимешься на эту вершину.
– На восхождение на Чике-Таман они оставляли целый день, – рассказала Ольга Борисовна. – Вечером, подходя к перевалу, разбивали лагерь, а наутро начинали восхождение. 34 крутых закрытых поворота приходилось преодолевать. Позже, когда по Чуйскому тракту пошли машины, водители грузовиков тоже не остались в долгу и назвали петлю, которая поднимается к вершине, Тещин Язык. А сегодня вы видите уже виды нового Чуйского тракта, дорогу, которую начали строить еще в конце 70-х годов прошлого века. В 1984 году на Чике-Тамане прогремели взрывы, и сегодня дорога проходит уже между скал. Но несмотря на то что подниматься на Чике-Таман сегодня уже более безопасно, он по-прежнему такой же красивый, и так же по весне здесь цветет маральник, словно нежно-розовым покрывалом окутывая склоны перевала.

Страницы истории
Самый высокий перевал Чуйского тракта – это Семинский перевал. Его высота – около двух тысяч метров. Здесь растет один только кедр, вернее – «сосна сибирская». Только это дерево способно выжить на такой высоте. Далее на смену ему приходят альпийские и субальпийские луга, цветение которых начинается по весне и продолжается до середины августа, пока в горах не выпадет снег. А зимой с Семинского перевала очень хорошо видна гора Белуха – самая высокая гора Алтая.
– Семинский перевал интересен и с исторической точки зрения, – пояснила Ольга Стрелец. – Алтайцы называли его «вечная грива». Именно на Семинском перевале собрались в 1755 году зайсаны 12 алтайских племен и написали прошение в Петербург с просьбой принять их земли в состав России. Дело в том, что русские начали осваивать территории, где вы сейчас находитесь, – верхнее Приобье Горного Алтая – лишь в начале XVIII века. А до этого эта часть Горного Алтая находилась в вассальной зависимости от джунгар. Сегодня на картах мира вы не найдете такой страны, а в прошлом Джунгария занимала территорию Северо-Западной Монголии.
Алтайские племена платили дань джунгарам. Джунгария была достаточно сильной, могучей страной, и между ней и Китаем, или, как ее называли тогда, Поднебесной Империей, не раз вспыхивали военные конфликты. В 1755 году началась очередная война. В истории исчезнувшей страны она станет последней – за три года ведения войны будет уничтожено почти все население Джунгарии – около миллиона человек. Эта же участь могла коснуться и алтайского народа. Но алтайские зайсаны в начале войны обратились за помощью к России. В мае 1756 года пришло такое согласие. А спустя 200 лет, в 1956 году, на Семинском перевале была установлена памятная стела.

Ребятам о зверятах
Особое место в экспозиции музея занимает уголок Виталия Бианки – писателя-анималиста, чьи рассказы о животных знакомы многим с раннего детства.
Виталий Бианки родился в Петербурге, но в 1918 году переехал в Бийск, где поселился в небольшом одноэтажном деревянном доме и преподавал биологию и мироздание (так в те годы называли астрономию) в школе имени третьего Коминтерна. Его старший брат также работал в этой же школе учителем физики.
Здесь же Виталий Бианки встретил свою будущую супругу – преподавательницу французского языка Веру Клюжеву. Их дочь Елена родилась в Бийске. Ей было всего полгода, когда семья переехала в Ленинград. Там Виталий Бианки познакомится с такими известными детскими писателями, как Самуил Маршак и Корней Чуковский, и на литературных вечерах прочтет им свои заметки. Ему посоветовали писать рассказы. Так началась писательская карьера Виталия Бианки. Вышли в свет его рассказы «Чей нос лучше», «Чьи это ноги» и «Кто чем поет».
– Подскажите, как поет выпь? – спросила ребят Ольга Борисовна и, не дождавшись ответа, объяснила. – Она опускает клюв в воду, набирает воду и затем выдувает воздух, и кажется, что мычит бык. А как поет бекас? «Маленькая птичка имеет длинный носик, а как поет? Ведь хочется, а голоса нет?» – писал Виталий Бианки. А поет хвостиком. Когда летит с неба, раскрывает его, словно веер, и воздух перебирает перышки, а кажется, что блеет барашек. Поэтому называют ее еще блеющим небесным барашком. Другая книга Бианки – «Лесная газета», которая вышла в свет в 1928 году, – долгие годы была любимой настольной книгой советской детворы. Кстати, в 30-е годы прошлого вера Наркомпрос даже рекомендовал ее как учебное пособие – в школах по ней изучали биологию.
Как рассказала Ольга Стрелец, после смерти Виталия Бианки в 1959 году Бийский краеведческий музей ходатайствовал о том, чтобы ему было присвоено имя этого писателя, потому что когда музей открылся (14 апреля 1920 года), Виталий Бианки возглавил в нем отдел природы. Первые экспедиции, первые гербарии и первые коллекции – все это появилось именно благодаря ему.
– Начиная с 60-х годов прошлого века наш музей носит имя Виталия Бианки, – сказала Ольга Борисовна. – А в 1995 году, когда наш музей отмечал очередной юбилей, на праздник к нам приехала Елена Витальевна Бианки. И не с пустыми руками – подарила нам стол, который стоял в кабинете писателя, его любимую настольную лампу, которую он получил в подарок от китайских переводчиков.
Старинный стол с зеленой лампой стоит в одном из залов музея. На нем – личные вещи писателя, среди которых статуэтка льва и небольшая книжная полочка.

Древнейшие обитатели Алтая
Уголок Бианки окружают герои его книг. Открывает эту экспозицию лось и глухарь.
– Вам кажется странным, что эти представители современной фауны открывают в нашем музее палеонтологическую коллекцию? – спросила ребят Ольга Стрелец. – А все потому, что лось был современником таких доисторических животных, как бизон, шерстистый носорог и большерогий олень. И в том виде, в котором мы сегодня привыкли видеть лося, он сформировался 150 тысяч лет назад. Он был современником первобытных людей и являлся объектом их охоты. Лось дожил до наших дней, а вот такое крупное и мощное животное, как бизон, вымерло. У нас представлен скелет этого животного, и вы можете оценить его размеры. А весил бизон порядка 5-6 тонн!
Вместе с бизонами на территории Алтая проживали шерстистые носороги, которые обладали раздражительным нравом и жили в одиночку. Каждое животное имело вес в 3-4 тонны. Но самым большим животным в те далекие времена был мамонт. В экспозиции музея представлены части его скелета.
– У нас есть удивительный экспонат, который рассказывает о том, как происходила смена зубов у мамонтов, – пояснила Ольга Стрелец. – У этих животных было всего шесть зубов – четыре во рту (по два на нижней и верхней челюстях) и два бивня, которые тоже представляют собой зубы. Если бы у мамонта сменялись зубы так же, как у людей, – выпал зуб, а потом какое-то время долго рос новый, – он погиб бы от голода. А мамонт менял зубы в течение жизни несколько раз. Три раза молочные и три раза коренные.
Поэтому природа о нем позаботилась – новый зуб начинал расти на задней стенке челюсти и постепенно выталкивал старый, что наглядно видно по представленному экспонату. Это редчайшая палеонтологическая находка.

Природное разнообразие
Для любителей природы Чуйский тракт интересен еще и тем, что, проезжая по нему (а протяженность тракта составляет 617 километров), можно увидеть различные природно-климатические зоны: равнину, низкогорье, среднегорье и высокогорье. Это разнообразие растительного и животного мира представлено в зале природы, который размечают… километровые столбы.
353-й километр (километраж ведется от Новосибирска, потому что в наши дни Чуйский тракт является частью федеральной трассы «Новосибирск – Бийск – Ташанта»). До этой границы тянется лесостепная зона, представленная как сосновыми борами, так и смешанными лесами. В экспозиции мы видим основных представителей растительного мира этой природно-климатической зоны – сосну обыкновенную и березу бородавчатую. Эти два дерева очень неприхотливы, они могут расти на различных почвах.
– Смешанные леса имеют богатый подлесок, – пояснила Ольга Стрелец. – Здесь произрастают калина, рябина, черемуха, а в поймах рек встречаются еще и заросли облепихи. А вот представители животного мира: барсук, заяц-беляк, волк, бурундук, ласка. Есть и достаточно крупные животные, например, лось, которого еще называют лесным великаном. Его вес достигает почти 500 килограммов. Широкие рога напоминают соху, отсюда еще одно название лося – «сохатый».
Как рассказала Ольга Борисовна, лось – животное ленивое, и если ему достаточно летом питания, он поест, часа два-три полежит, отдохнет, поспит и передвигается дальше. И летом в течение дня он может проходить всего один-два километра. Высокие прямые ноги лося помогают преодолевать ему и лесные чащи, и болота, а зимой и глубокий снег – более полуметра лось преодолевает без труда. Раздвоенные копыта являются еще и хорошей защитой, когда зимой на лося могут нападать волки. Сохатый выбрасывает вперед ногу и бьет хищника – сила удара такова, что лось может убить не только волка, но даже медведя.
513-й километр. Здесь начинается черневая тайга, где встречаются такие деревья, как кедр, лиственница, пихта, ель. Обитают в этих местах маралы с ветвистыми красивыми рогами. В конце зимы марал сбрасывает рога, и у него появляются маленькие рожки, которые растут очень болезненно, их называют панты. В конце мая–начале июня начинается срезка пантов.
И сегодня и в Республике Алтай, и в Алтайском крае достаточно много мараловодческих хозяйств. Панты идут на экспорт – в Монголию, Китай, Японию.
В черневой тайге также можно увидеть росомаху. Ольга Борисовна рассказала, что охотники не любят росомаху. Говорят, что этот очень хитрый ночной хищник уносит у них добычу. Например, если в капкан попадает заяц, росомаха перегрызает ему лапу и уносит с собой. Сама же в капканы почти никогда не попадает.
– Еще один обитатель черневой тайги – бурый медведь, – рассказала Ольга Стрелец. – Это настоящий турист: по весне, когда только выходит из берлоги, поднимается вверх на альпийские луга, где отъедается после зимней спячки, а потом снова спускается опять в тайгу. Прежде чем залечь в спячку, медведь наедается кедровыми орешками. А еще медведь может предчувствовать, какая будет зима. Если зима будет холодная, сделает себе берлогу в низине, если зима будет с оттепелью – устраивает берлогу повыше.
Последняя природная зона, которая встречается вдоль Чуйского тракта, – высокогорье. Здесь обитают совсем другие животные, например, манул. Он ведет пассивный образ жизни, обычно за своей добычей не гоняется, а караулит среди скал, маскировочная окраска делает этого дикого кота практически невидимым на фоне серых скал.
На границе черневой тайги и высокогорья водится другое необычно редкое животное – кабарга – единственный представитель семейства оленей, который не имеет рогов, но обладает клыками.

Древность и современность
Ольга Стрелец рассказала ребятам, что Чуйский тракт – не только одна из самых красивых дорог Сибири, но и одна из самых древних. Ее возраст – около пяти тысяч лет.
Первое упоминание о Чуйском тракте встречается еще в третьем тысячелетии до н. э. в китайских летописях. Вдоль Чуйского тракта обнаружено немало археологических памятников, например, наскальные рисунки, сделанные в урочище Калбак-Таш. Ранний возраст этих рисунков – третье тысячелетие до н. э., поздний – VI-VII век нашей эры, тюркский каганат, раннее Средневековье.
Также вдоль Чуйского тракта сохранились каменные бабы – изваяния, которые ставили на захоронениях своих воинов древние тюрки. Встречаются и археологические памятники эпохи палеолита.
В экспозиции музея представлены каменные орудия труда, которыми пользовался древний человек. Одна из древнейших стоянок – Сростки. Она была открыта учеными в 1936 году, возраст поселения датируется 10–15-м тысячелетием до н. э. Наиболее известными становятся памятники скифского периода, обнаруженные вдоль Чуйского тракта.
– Русские начали осваивать эту дорогу лишь в середине XVIII века, когда начинали завязываться торговые отношения между русскими и алтайцами, – рассказала Ольга Стрелец. – И называли ее тогда не трактом и не дорогой, а Чуйской торговой тропой. Действительно, это была тропа – очень опасная и настолько узкая, что на ней не могли разъехаться две повозки. Приходилось делать так – кто подходил к перевалу, взбегал вверх и оставлял шапку, и с другой стороны видели – путь занят.
В наиболее узких местах ширина дороги составляла метр, от силы полтора. Весной и осенью, когда начиналась распутица и гололед, проводить здесь караваны было очень сложно. И обычно здесь животных развьючивали, потниками выстилали дорогу и проводили весь караван.
Затем Чуйский тракт начали постепенно благоустраивать. Сначала в особенно опасных местах устанавливали деревянные настилы, но до начала прошлого века он оставался той же опасной и узкой тропой. Однако несмотря на все сложности пути, русские купцы шли по ней с караванами своих товаров в Горный Алтай.
В 1902 году на Чуйском тракте строится колесная дорога. В экспозиции музея представлен макет первого транспорта, пошедшего по ней, – это телега-двуколка.
В 30-е годы прошлого века начинается строительство Чуйского тракта по варианту Вячеслава Шишкова.
– Это были и годы сталинских репрессий, – пояснила Ольга Стрелец. – Поэтому строили дорогу заключенные седьмого отделения Сиблага. Их так и называли – «сиблаговцы». Вдоль Чуйского тракта стояли вот такие «командировки» – деревянные одноэтажные бараки, обнесенные колючей проволокой. А по краям – вышки для часовых. Первая такая «командировка» находилась в Бийске. В 2005 году ее разобрали. Именно оттуда поступили к нам колючая проволока, кованые гвозди и дощечка, на которой выцарапана фамилия. Вы можете увидеть эти предметы в нашем музее, как и орудия труда, которые использовались заключенными при строительстве дороги – кувалда, кайло, колесо от тачки, лопата, носилки. Так что строился Чуйский тракт практически вручную. Несмотря на очень тяжелые условия труда, 7 ноября 1934 года был подписан акт о принятии дороги в эксплуатацию. А с 1 января 1935 года по новому Чуйскому тракту пошли автомобили.
В 1961 году Чуйский тракт был включен в состав федеральной трассы «Новосибирск – Бийск – Ташанта». На данный момент он является еще и частью международной трассы Н-4, которая начинается в России, пролегает через Монголию, Китай, Пакистан и выходит к побережью Индийского океана.
Так что уже шестое тысячелетие Чуйский тракт остается одной из главных международных дорог Центральной Азии.















 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2017 г.©