Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №9 (сентябрь) 2014 год


А вы знаете, что....
Мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9 (225) 2014 год / 20-21 страница



Официально.
Управление природных ресурсов и нормирования.
Отдел водных ресурсов


В структуре управления природных ресурсов и нормирования, которое входит в Главное управление природных ресурсов и экологии, пять отделов. Один из них – отдел водных ресурсов, материалы которого помещены ниже. Начальник отдела Олег Владимирович Ткаченко.

Несколько предварительных слов
Основные функции отдела следующие:
1. Участие в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края;
2. Участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края;
3. Организация и проведение работ по заключению договоров или выдаче разрешений о предоставлении в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края;
4. Администрирование платы за пользование водными объектами;
5. Осуществление мониторинга и комплексного анализа состояния строительства и капитального ремонта объектов в области водных отношений в рамках возложенных на отдел полномочий;
6. Участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды в области водных отношений на территории края.

Наша цель – защита населения и сохранение природы
Виктор Рихардович БротцманРассказ о функциях отдела (по пунктам, с примерами). Что такое «переданные полномочия», почему они переданы?
Для реализации полномочий в области водных отношений в структуре нашего управления создан отдел водных ресурсов. Одна из основных функций отдела водных ресурсов – это участие в осуществлении мер по охране водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края. Данная функция реализуется в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за счет субвенций из федерального бюджета.

О переданных полномочиях
Кратко поясним, что же представляют из себя эти полномочия? Переданные полномочия – это полномочия, делегированные вышестоящим органом нижестоящему. В нашем случае полномочия Российской Федерации в области водных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации с соответствующим финансовым обеспечением.
Указанные средства выделяются из федерального бюджета в виде субвенций. Это означает, что вопрос о предоставлении субвенций на цели реализации переданных полномочий решается ежегодно при принятии Федерального закона о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год. Следовательно, субъект Федерации, которому в законе о федеральном бюджете не предусмотрено выделение субвенций на указанные цели, не может осуществлять указанные полномочия.
Расчёт объёма средств, предоставляемых в виде субвенций, определяется по специальной методике. Алтайский край, начиная с 2008 года, ежегодно получает эти средства из федерального бюджета и эффективно их использует.
На основании чего переданы эти полномочия? Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гласит, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией России, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Федерации. Водный кодекс, как акт федерального законодательства, устанавливает возможность передачи органам государственной власти субъектов Федерации полномочий в области водных отношений.

Основные задачи
Для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края необходимо решать следующие основные задачи:
– выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории края, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод;
– установить причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей;
– разработать перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объёмы финансирования;
– согласовать в Федеральном агентстве водных ресурсов значения целевых прогнозных показателей осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение;
– обеспечить выполнение планируемых в рамках утверждённых мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей;
– подготовить отчетность о расходах бюджета края на реализацию мероприятий по охране водных объектов или их частей, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, и о достижении целевых прогнозных показателей.

Что сделано в этом направлении?
В рамках данного полномочия за последние 5-6 лет были реализованы проекты по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками в Бийском, Смоленском, Павловском, Чарышском, Ребрихинском районах, городах Новоалтайске и Белокурихе. Помимо этого, были проведены работы по расчистке озёр в Мамонтовском и Косихинском районах края. Так, к примеру, для предотвращения истощения, загрязнения и засорения озера Большое Островное в Мамонтовском районе было выполнено углубление и очистка озера на площади 28 гектаров, а также расчищено русло, соединяющее озёра Большое Островное и Игнахино, для улучшения водообмена в этих водоёмах. Общий объём финансирования составил более 32 миллионов рублей.

Предотвратить негативное воздействие
Ещё одно из переданных полномочий – это участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края.
Для реализации данного полномочия решаются схожие задачи, что описывались выше. Только цель этого полномочия не сохранить водный объект от загрязнения и истощения, а наоборот – защитить население, объекты экономики, сельского хозяйства, инфраструктуры населённых пунктов от вредного воздействия вод, такого как наводнение, например, или подтопление территорий.
Учитывая такой факт, что одним из самых опасных природных явлений и процессов является половодье, прохождение которого почти ежегодно на территории Алтайского края носит разрушающий характер, то на реализацию полномочия по предотвращению негативного воздействия вод выделяется больше средств и соответственно реализуется большее количество мероприятий.
За период с 2008 по 2013 годы было реализовано более 10 проектов по расчистке русел рек, которые оказывают вредное воздействие на прилегающие к ним территории.
Назову наиболее крупные проекты за названный период:
– расчистка озера Лебяжьего в г. Барнауле, предотвратившая подтопление застроенной территории на площади около 90 га (2009 год);
– расчистка и дноуглубление русел рек Чапши и Барды в пределах села Красногорского Красногорского района, в результате чего было исключено затопление жилых домов и построек на площади восемь га с общей численностью защищённого от негативного воздействия вод населения 300 человек (2009 год);
– продолжавшаяся три года (с 2009-го по 2011-й) расчистка русел рек Каменки и Поперечной в Советском районе. Крупнейшее мероприятие, по результатам которого было защищено от негативного воздействия вод около 800 га земель сельскохозяйственного назначения и населённых пунктов с жилыми постройками.
В настоящее время для обеспечения безопасного пропуска паводковых вод и ледохода на реке Солтонке, начиная с 2013 года, производится расчистка её русла в районном центре Солтонского района. Благодаря этим работам будет предотвращено практически ежегодное затопление территории села.

Выдача разрешений
В перечень переданных полномочий также входит такое направление, как организация и проведение работ по заключению договоров или выдаче решений о предоставлении в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края. Данная функция пришла на смену лицензированию водопользования, которое осуществлялось до вступления в силу нового Водного кодекса, т. е. до 1 января 2007 года. Теперь взамен лицензии выдаётся договор водопользования либо решение о предоставлении в пользование водных объектов. Какой из этих документов выдавать – решается в зависимости от вида водопользования и регламентируется статьёй 11 Водного кодекса, в которой это конкретно определено.
Итак, на основании договоров водопользования водные объекты предоставляются в пользование для:
– забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
– использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
– использования водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
По решениям о предоставлении водных объектов в пользование очень много видов водопользования, назовём несколько основных.
Водные объекты по видам водопользования предоставляются для:
– сброса сточных, в том числе дренажных вод;
– строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
– разведки и добычи полезных ископаемых;
– проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
– подъёма затонувших судов и т. д.
Также есть виды водопользования, по которым не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, например, для судоходства, плавания маломерных судов, забора водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов, рыболовства, охоты, научных, учебных целей, полива садовых и огородных участков, купания.

Плата за пользование объектами
Следующее полномочие в области водных отношений – это администрирование платы за пользование водными объектами.
Плата за пользование водными объектами взимается с предприятий-водопользователей, которые заключили с уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края договоры водопользования. До 2014 года таким органом на территории края было Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Сейчас это Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Размер платы определяется исходя из ставок платы и объёма забора воды согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876, а также по правилам расчёта и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Для справки: объём доходов в федеральный бюджет за шесть лет существования Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (2008-2013 годы) составил чуть более 400 миллионов рублей, в том числе за 2013 год – около 67 миллионов рублей.

Информирование населения
Реализуя переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, наше управление участвует в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды в области водных отношений на территории края. Что делается в этом направлении?
Ежегодно публикуются отчётные материалы об итогах работы по переданным полномочиям в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае», размещается информация на сайте управления, даются интервью и публикуются статьи в газетах «Природа Алтая», «Алтайская правда» и на телевидении.
Сейчас готовится к изданию книга о реализации полномочий в области водных отношений на территории Алтайского края.

Участие в федеральных программах
Постановлением администрации Алтайского края от 12.03.2008 № 94 Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (теперь Главное управление экологии и охраны окружающей среды) было определено органом исполнительной власти края по использованию субсидий из федерального бюджета на берегоукрепительные работы и капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Алтайского края, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации и федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» в Алтайском крае разработана и утверждена Постановлением администрации Алтайского края от 26.10.2012 № 577 долгосрочная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края в 2013-2020 годах», которая в текущем году войдёт в состав государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края на 2015-2020 годы».
Основными задачами, определяющими направления развития водохозяйственного комплекса и закрепленными в региональной программе, являются:
– сохранение и восстановление водных объектов на основе снижения антропогенной нагрузки на них, а также за счёт экологической реабилитации водных объектов;
– предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущерба от наводнений, в том числе путем регулирования режимов использования паводкоопасных территорий, а также путём обеспечения высокого уровня безопасности и сокращения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений.

Как «войти» в программу?
В краевой целевой программе, о которой сказано выше, заложен комплекс природоохранных мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию 16 водных объектов в 10 муниципальных образованиях Алтайского края (городах Барнаул, Заринск, Горняк, Новоалтайск, Алейск, Змеиногорск, Белокуриха, Камень-на-Оби, Зональном и Баевском районах).
В рамках реализации программы предполагается возведение 10 сооружений инженерной защиты протяженностью более 25 км, проведение капитального ремонта пяти гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, что позволит в значительной степени решить задачу защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
В мероприятиях примут участие города Бийск, Барнаул, Алтайский, Родинский, Тюменцевский, Рубцовский, Быстроистокский, Краснощёковский, Красногорский, Тальменский, Петропавловский районы края.
Стать участником программы может любой район и город края при условиях:
– наличия проблемного водного объекта, нуждающегося в экологической реабилитации;
– аварийного гидротехнического сооружения, требующего проведения капитального ремонта либо реконструкции (сооружение должно обязательно выполнять функцию защиты населённого пункта, объектов инфраструктуры от негативного воздействия вод);
– наличия территорий, требующих строительства объектов инженерной защиты от наводнений и берегоукрепления.
Ещё одним важнейшим условием для включения в программу является наличие разработанной проектной документации либо готовность муниципального образования произвести её с привлечением средств краевого и местного бюджетов и внебюджетных источников, так как этот вид работ из федерального бюджета не финансируется.

О водных отношениях и водных ресурсах
Водные отношения – это отношения по использованию и охране существующих водных объектов, воспроизводству водных ресурсов. Такое определение исходит из статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Водные ресурсы Алтайского края представлены поверхностными и подземными водами, которые служат источниками водоснабжения для хозяйственно-питьевых, производственных целей, для нужд энергетики, орошения, а также являются водоприёмниками сточных вод.
По территории Алтайского края протекает более 17 тысяч рек общей протяженностью свыше 50 тыс. км. Реки края относятся к системе Оби и Обь-Иртышского междуречья. Среднемноголетний поверхностный сток рек составляет 55,1 куб. км/год.
В бассейне реки Оби, занимающем 70% территории, формируется основной объём стока. В бессточной области Обь-Иртышского междуречья (30% территории) формируется только лишь один процент стока. Среднегодовой сток воды, поступающей на территорию Алтайского края с граничащих территорий, составляет 34,2 куб. км.
Наиболее крупным искусственным водным объектом Алтайского края является Гилёвское водохранилище на реке Алей. Его ёмкость составляет 471 млн. куб. м. Плотина протяженностью около трёх километров создаёт водоем с площадью зеркала почти 60 кв. км.
Водохранилище предназначено для обеспечения устойчивого водоснабжения Рубцовского промузла, хозяйственно-бытового водоснабжения городов и сёл, расположенных вблизи Алея, а также для орошения земель Алейской оросительной системы.
Склюихинское водохранилище является вторым по величине и предназначено для обеспечения водой Рубцовска в период весенне-летнего паводка реки Алей, летнюю и зимнюю межень. Проектная ёмкость водохранилища составляет 36,8 млн. куб. м.
В Алтайском крае количество озёр превышает 11 тысяч, из них свыше 230 имеют площадь более одного квадратного километра. Наиболее крупные озёра находятся в степной зоне края. Это озёра Кулундинское, Кучукское, Горькое в Романовском районе, Большое Топольное, Большое Яровое.

О проблемах
Все проблемы в этой области лежат в плоскости недостаточной бюджетной обеспеченности водохозяйственных мероприятий. В первую очередь это касается бюджетов местного уровня, а спонсоров-меценатов у нас как-то не наблюдается, хотя желающих строить, например, базы отдыха на берегах красивых и чистых водоёмов предостаточно. А чтобы привлечь средства из федерального бюджета, нужна хорошая, качественная проектная документация, разработанная в соответствии с целями и задачами региональной и федеральной программ. Вот в этом основная проблематика данной отрасли.
Ну и ещё хотелось бы отметить такую проблему, как высокая конкуренция за право выполнения работ по названным выше мероприятиям. Почему мы отмечаем высокую конкуренцию как проблему? Кажется же, что должно быть наоборот плюсом, а здесь кроется такой момент – что на одну квалифицированную организацию, участвующую в торгах, приходится от двух до десяти организаций или даже просто каких-то лиц, которые абсолютно не имеют никакой квалификации в водохозяйственной отрасли и не имеют ни малейшего представления, как выполнять эти работы. Это, конечно, в первую очередь относится к переданным полномочиям и касается таких мероприятий, как расчистка русел рек и озёр, с капитальным ремонтом и строительством дела обстоят несколько лучше, но здесь тоже имеется тенденция к участию недобросовестных поставщиков работ и услуг.

И перспективах
Отдел не стоит на месте, движется вперёд, развивается, совершенствует свою деятельность, нацелен на эффективную и качественную работу в области водных отношений и в дальнейшем. Направления работы останутся прежними, единственное, что следует изменить – это усилить работу по созданию региональной сети мониторинга водных объектов. На данный момент в Алтайском крае так и не существует собственной наблюдательной сети за состоянием водных объектов и их водоохранными зонами.
На ближайшие годы планируется реализация ряда крупных и интересных (в инженерном плане) проектов, таких как инженерная защита от наводнений микрорайонов Зеленый Клин в г. Бийске и Затон в г. Барнауле, экологическая реабилитация рек Пивоварки и Барнаулки в г. Барнауле.

Материалы полосы подготовил для редакции Виктор БРОТЦМАН, заместитель начальника Управления


Общая информация


Сведения

Для предотвращения истощения, загрязнения и засорения озера Большое Островное в Мамонтовском районе было выполнено углубление и очистка озера на площади 28 га 
Сведения

Одно из переданных полномочий – это участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов
     

Сведения

За период с 2008 по 2013 годы было реализовано более 10 проектов по расчистке русел рек, которые оказывают вредное воздействие на прилегающие к ним территории 
Сведения

Расчистка озера Лебяжьего в г. Барнауле предотвратила подтопление застроенной территории на площади около 90 га (2009 год)
     

Сведения

Расчистка и дноуглубление русел рек Чапши и Барды в пределах села Красногорского исключили затопление жилых домов и построек на площади 8 га 
Сведения

Расчистка русел рек Каменки и Поперечной в Советском районе защитила от негативного воздействия вод около 800 га земель сельскохозяйственного назначения и населённых пунктов с жилыми постройками
     

Сведения

С 1 января 2007 года взамен лицензии выдаётся договор водопользования либо решение о предоставлении в пользование водных объектов 
Сведения

Ежегодно публикуются отчётные материалы об итогах работы по переданным полномочиям в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае»


 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2017 г.©