Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №2-3 2008 г. (февраль-март 2008)


А вы знаете, что....
Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины - ниже 120 см



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№2-3 (146-147) 2008 год / 2 страница

Страница 2 «Природа Алтая» №2-3 2008 г. (февраль-март 2008)Будет ли Россия зеленой?
«Развиваться в чистой среде»
ДОКЛАД ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА, ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ РФ, НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ПО ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ, 30 ЯНВАРЯ 2008 года.

- Уже в ближайшие годы качество окружающей среды ста­нет одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны и каждого российского региона, не говоря уже о существенном вли­янии этих факторов на демогра­фическую ситуацию, на здоровье нации. Как отметил в своем вступительном слове Президент России, в условиях роста нашей экономики крайне важно заложить экологическую платформу ее развития. И хотел бы более под­робно остановиться на решении этой задачи в практическом пла­не.


Смена вектора? Хочется на это надеется
Доклад Дмитрия Медведева, сделанный им на заседании Совета Безопасности еще до того, как его избрали Президентом России, возможно, знаковое событие.
Во всяком случае экологи нашей страны на это надеются. Ведь в ХХI веке, с самого его начала, экологической службы в России, во всяком случае такой, какой по нашему мнению, она должна быть в такой великой стране, как наша, практически не было. Во всяком случае, после реорганизации Госкомэкологии. А про ежегодные изменения системы управления и говорить не хочется...

Если учесть заявление министра природных ресурсов РФ Ю. Трутнева о необходимости создания в России единого экологического органа, то, похоже, вектор развития страны в этом плане действительно меняется.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО о недостатках правовой базы природоохранной деятельности. Несмотря на наличие специального законодательства, тем не менее оно сегодня не стимулирует переход на экологически эффективные технологии и проведение природоохранных мероприятий.
Не определены статус и режим регулирования пограничных и трансграничных водных объектов и особо охраняемых природных территорий. Медленно идут реформы техни­ческого регулирования, что тор­мозит разработку обязательных экологических требований - кстати сказать, несмотря на то, что изменились принципы формиро­вания технологических регла­ментов. Отсутствуют, кроме того, правовые механизмы возмеще­ния экологического вреда.
Говоря в целом, надлежащее качество окружающей среды должно быть сегодня законодательно закреплено как необходимый элемент социальных стандартов жизни в стране. Считаю, что поправки в законодательство, направленные на охрану окружающей среды и повышение энергоэффективности экономики, могут быть внесены уже до конца текущего года.
ВО-ВТОРЫХ, должны быть предприняты серьезные меры для ликвидации отходов, накоп­ленных в результате десятилетий хозяйственной и военной деятельности, а также тех техногенных аварий, которые произошли в нашей стране.
Достаточно ска­зать, что на территории России в отвалах и хранилищах накоплено более 80 миллиардов тонн твердых отходов. При этом одновре­менно надо стимулировать создание в российской экономике целого сектора чистых техноло­гий. И один из путей - это ужесточение санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду.
Пока позитивная тенденция к сокращению наблюдается только по сбросам загрязненных сточных вод. Эта тенденция образовалась, может быть, лет 5-7 назад. Их объем уменьшился при­мерно на 40 процентов против тех показателей, которые были в начале 90 годов.
Однако не отвечают санитарным правилам и нормам порядка 40 процентов поверхностных и 17 процентов подземных источников питьево­го водоснабжения. При этом увеличиваются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воз­дух, растут объемы отходов и площади нарушенных этими про­блемами земель. Главные винов­ники здесь - так называемые «грязные предприятия» и автотранспорт.
Самое высокое загрязне­ние атмосферного воздуха от промышленных предприятий зарегистрировано в Норильске, Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новокузнецке, Череповце, а от автотранспорта - в главных мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре.
Недавно об этом шла речь на встрече в Челябинске (я там встречался с представителями экологических организаций), и люди в загрязненных регионах ждут, что условия их работы будут соответствовать экологичес­ким нормам, хотя бы постепенно приближаться к ним, а жизнь городов и поселков - развиваться в чистой среде.
Однако руковод­ство предприятий весьма спо­койно идет на нарушение экологического законодательства. Что неудивительно: число подобных нарушений, которые, кстати, ежегодно выявляются прокурату­рой, выросло с 2000 по 2006 год в 3,5 раза.
Да и бояться им особо нечего, ведь штраф за экологические нарушения зачастую в десятки, а то и в сотни раз меньше стоимости так называемых пла­тежей за согласование экологических требований, а эти плате­жи сами превратились в способ кормления довольно значитель­ной части федерального и регионального чиновничества.
Считаю, что нужно серьезно пересмотреть отношение государ­ства к таким «грязным производствам» - они не только затратны и ресурсоемки, но и крайне опасны для людей. А в перспективе, имею в виду экономические последствия, они еще и абсолютно неконкурентоспособны.
Устарела практика выдачи предприятиям так называемых индивидуальных временных раз­решений на сбросы и выбросы - экологические требования должны основываться не на частных индивидуальных договоренностях, а на технологических норма­тивах, и устанавливаться эти нор­мативы должны по понятным процедурам.
Что касается небольших предприятий, к примеру в сельс­ком хозяйстве, порядок выдачи разрешений в этих случаях иногда можно и упростить, ввести практику декларирования соблюдения экологических требований и контролировать их через систе­му экологического аудита.
Разу­меется, нужно выработать такую систему экологических плате­жей, которая стимулировала бы предприятия к модернизации основных фондов и использованию ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Бизнес должен быть финансово мотивирован на вне­дрение таких технологий. Кроме того, в топливно-энергетическом и жилищно-коммунальном комплексах, строительстве и на транспорте нужны дополнитель­ные меры по повышению экологической эффективности и рациональному потреблению энергии и ресурсов.
ТРЕТЬЕ. Сегодня нужно активно развивать экологические новации - это один из высокопри­быльных и бурнорастущих секто­ров мировой экономики, к тому же позволяющий экономить и значительные бюджетные средства.
По данным экспертов, в 2006 году в мире только в техно­логии возобновляемой энергии было инвестировано более 50 миллиардов долларов. Это на 33 процента больше, чем было до того, и ожидается, что по итогам только что закончившегося года эти инвестиции составят уже око­ло 70 миллиардов долларов. Это огромные деньги. И такие инновационные технологии, по сути, превратились в самостоятельный емкий и перспективный рынок. И Россия должна вовремя закрепиться на этом рынке.
И, наконец, сектор чистых технологий невозможен без решения вопросов утилизации и вторичного использования отходов. Считаю, что действительно современный вариант ответа на ситуацию - создание в стране целой отходоперерабатывающей индустрии. Ее развитие будет прямо влиять на структуру затрат предприятий и стимулировать к переходу на ресурсосберегающие технологии. Это особенно актуально в сельском хозяйстве. Общеизвестный факт, что в раз­витых странах значительная часть топлива, в том числе элек­троэнергии, производится в сельских районах из отходов агропромышленного производства.
И последнее по этой теме. Нам следует учитывать растущую озабоченность в мире в связи с изменениями экологических кон­диций и условий климатического фактора и иметь в виду, что в обо­зримом будущем российский бизнес может столкнуться с ограничениями на доступ на между­народные рынки. Предлогом здесь станет низкая экологичес­кая безопасность наших продуктов. Над такой угрозой сегодня должны уже задуматься все заинтересованные федеральные и региональные ведомства.

Уважаемые коллеги! С уче­том названных факторов уже в ближайшее время следует серьёзно изменить эффективность государственного управления, контроля и надзора в природоох­ранной сфере и при этом исключить существующее сегодня дублирование.
Сейчас здесь дей­ствует сразу несколько федеральных структур: Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор. Отдельные надзорные полномо­чия в сфере экологии есть и у других ведомств. Полагаю, что можно было бы упорядочить их функции, при этом четко разграничить полномочия экологичес­кой экспертизы и экологическо­го контроля, а также завершить процесс разграничения полно­мочий между федеральными и региональными органами в сфе­ре экологии - тот процесс, который уже начался.
Надо в целом сформировать современную экологическую инфраструктуру, имея в виду лицен­зирование и сертификацию при­родоохранной деятельности, страхование экологических рис­ков (оно у нас почти не проводится, а если проводится, то по завышенным неконкурентоспособным ставкам), развивать экологический аудит, а также сделать более эффективной программу статистических наблюдений за уровнем загрязнения экологической среды. Решать такие задачи необходимо путем совместной работы всех уровней власти и общественных экологических организаций - они к этому готовы. Следует шире привлекать экологические движения к мониторингу природоохранной ситуа­ции, к прогнозированию и пре­дупреждению биологических угроз.
Сегодняшнее заседание Со­вета Безопасности должно в этом смысле дать реальный импульс к решению вышеназванных проблем.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2018 г.©