Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №9 (сентябрь) 2013 год


А вы знаете, что....
Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины - ниже 120 см



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9 (213) 2013 год / 23-24 страница

24 страница. ООПТ. Особо охраняемые природные территории 23 страница. ООПТ. Особо охраняемые природные территории ООПТ. Особо охраняемые природные территории

Постановлением Администрации Алтайского края от 12.08.2013 № 418 утверждена схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края на период до 2025 года, а постановлением от 2.09.2013 №479 – порядок определения особо охраняемых природных территорий местного значения. Сегодня мы знакомим читателей с этими важными документами.

Один из приоритетов государственной политики
Утверждение схемы развития и размещения ООПТ относится к компетенции Администрации края (подпункт «а» пункта 2 статьи 3 закона Алтайского края от 18.12.1996 № 60-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае»).
Согласно пункту 5.26 Положения об управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (далее – «управление»), утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 03.12.2012 № 659, управление уполномочено разрабатывать проекты законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.
Представленным проектом предлагается утвердить схему развития и размещения ООПТ Алтайского края на период до 2025 года.
Развитие ООПТ является одним из основных приоритетов государственной политики в области экологии.
В основу схемы положена стратегия по сохранению и поддержанию потенциала особо ценных и уникальных природных систем края в условиях интенсивного хозяйственного освоения территории для обеспечения устойчивого развития региона.
Конкретные границы планируемых объектов подлежат корректировке в процессе утверждения положений об ООПТ, в связи с чем, картографическое сопровождение данного документа не предусмотрено.
Постановлением Правительства РФ от 14.06.2011 № 470 в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации включены показатели охраны окружающей среды. Одним из показателей является доля площади территории субъекта Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории субъекта. Эффективность деятельности Администрации края оценивается как рост значений данного показателя.
Проект схемы был рассмотрен и одобрен на первом заседании Общественного совета по вопросам экологической безопасности при Губернаторе Алтайского края 5 февраля 2013 года.
Во исполнение подпункта «а» пункта 2 статьи 3 закона Алтайского края от 18.12.1996 № 60-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае», управлением проведено согласование проекта схемы с органами местного самоуправления и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В процессе согласования проекта постановления с органами местного самоуправления от Администрации Змеиногорского района получен отказ, обоснованный нецелесообразностью создания национального парка «Горная Колывань», планируемого памятника природы краевого значения «Колыванские сопки» и расширения заказника «Лифляндский» в границах рассматриваемого района.
Создание национального парка «Горная Колывань» площадью около 215 тыс. га запланировано на территории края в соответствии с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 2322-р), схемой территориального планирования Алтайского края (утв. постановлением Администрации края от 27.10.2009 № 445), схемой развития и размещения ООПТ Алтайского края (утв. постановлением Администрации края от 06.04.2001 № 251), а также стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года (утв. Законом Алтайского края от 21.11.2012 № 86-ЗС).
В связи с изложенным, национальный парк «Горная Колывань» из проекта постановления не может быть исключен.
Таким образом, управлением принято решение планируемое создание памятника природы краевого значения «Колыванские сопки» и расширения заказника «Лифляндский» в границах Змеиногорского района исключить из проекта постановления.
Принятие представленного проекта постановления повлечет за собой признание утратившим силу постановления Администрации края от 06.04.2001 № 251 «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края».

Виктор БРОТЦМАН,
заместитель начальника управления


СХЕМА развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края на период до 2025 года
Заказник каскад водопадов на реке ШинокНа период до 2025 года схемой предусмотрена организация 8 заказников, 1 дендрологического, 1 природного и 2 национальных парков, 32 памятников природы, а также расширение площадей 6 существующих заказников. Образование новых и расширение существующих ООПТ позволит увеличить их общую площадь с 795,5501 тыс. га (4,74 % от площади края) до 1546,8801 тыс. га (9,2 % от площади края) и сохранить наиболее значимые ключевые природные комплексы.

1. Общие положения
1.1. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края до 2025 года (далее – Схема) разработана в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 2322-р, законом Алтайского края от 18 декабря 1996 года № 60-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае», схемой территориального планирования Алтайского края, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 27 октября 2009 года № 445.
1.2. Особо охраняемые природные территории Алтайского края (далее – ООПТ), связанные с ними естественные экосистемы, представляют собой природное наследие как Алтайского края, так и Российской Федерации. Наличие ООПТ является гарантом и источником восстановительного потенциала окружающей среды.
1.3. Территории, включенные в Схему для последующего создания новых ООПТ, и существующие ООПТ, а также режимы их охраны учитываются при разработке программ социально-экономического развития и документов территориального планирования Алтайского края и муниципальных образований края.

2. Современное состояние системы ООПТ Алтайского края
2.1. Общее состояние системы ООПТ
В настоящее время на территории Алтайского края располагается 2 ООПТ федерального значения (Тигирекский заповедник и курорт Белокуриха) и 88 ООПТ регионального (краевого) значения (36 государственных природных заказников, 51 памятник природы и 1 природный парк).
Общая площадь ООПТ Алтайского края составляет 795,5501 тыс. га, или 4,74 % от площади края.
В структуре площадей различных категорий преобладает доля региональных ООПТ:
• заказники краевого значения – 710,458 тыс. га (4,2 % от площади края);
• памятники природы краевого значения – 18,86143 тыс. га (0,11 % от площади края);
• природный парк краевого значения – 1,87967 тыс. га (0,01 % от площади края);
• заповедник федерального значения – 40,7 тыс. га (0,4 % от площади края);
• курорт федерального значения – 23,651 тыс. га (0,14 % от площади края).
ООПТ распределены по территории края неравномерно. Так, в Тогульском районе они составляют 32,5 % от площади района, в Чарышском районе – 7,97 %, в Угловском районе – лишь 0,3 %. На территории 18 районов края ООПТ отсутствуют (Бийский, Заринский, Поспелихинский, Рубцовский и другие районы края).

2.2. Состояние ООПТ регионального (краевого) значения
Общая площадь земель ООПТ регионального (краевого) значения равна 731,1991 тыс. га, или 4,3 % от площади края. Перечень действующих ООПТ краевого значения по состоянию на 1 января 2013 года приведен в приложении 1 к Схеме.
На территории края действуют следующие категории ООПТ краевого значения:
1) природный парк «Ая», созданный в целях охраны и восстановления природных ресурсов, организации их использования в рекреационных, оздоровительных и эколого-просветительских целях;
2) 36 природных заказников, в том числе:
• 34 комплексных заказника, созданных для сохранения природных комплексов, а также для поддержания экологического баланса окружающей среды;
• 1 почвенно-ботанический заказник «Озеро Большой Тассор», созданный для сохранения уникального выхода на поверхность пестроцветных глин, участка ковыльной степи, а также видов растений, произрастающих на территории края только в котловине озера Большой Тассор;
• 1 орнитологический заказник «Урочище Ляпуниха», созданный для сохранения биологического разнообразия птиц и растений водно-болотного комплекса;
3) 51 памятник природы, предназначенный для охраны уникальных природных комплексов и объектов, имеющих научное, учебно-познавательное, рекреационно-эстетическое значение.

3. Цели и задачи Схемы
Основной целью Схемы является сохранение и поддержание восстановительного потенциала особо ценных и уникальных природных систем Алтайского края в условиях интенсивного хозяйственного освоения его территории для обеспечения устойчивого развития региона.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:
• создание условий для сохранения биологического разнообразия края, уникальных ландшафтов за счет развития и оптимизации сети ООПТ;
• создание благоприятных условий для сохранения и воспроизводства наиболее ценных в хозяйственном или научном отношении естественных популяций видов растений или животных;
• повышение эффективности сохранения уникальных природных, культурных объектов путем оптимизации сети ООПТ;
• организация экологического просвещения населения и рекреационного использования природных ресурсов, развитие экологического и познавательного туризма с учетом вида ООПТ, функционального зонирования, социально-экономических факторов и интересов местного населения;
• осуществление государственного управления в области ООПТ.

4. Принципы и методы формирования Схемы
Основными принципами формирования Схемы служат:
• принцип преемственности – разработанная Схема построена с учетом существующей сети ООПТ;
• принцип приоритетов – приоритетом Схемы является охрана редких и исчезающих видов растений, животных и среды их обитания, выделение и охрана мест массового произрастания хозяйственно-ценных видов растений, путей миграции и мест концентрации ценных видов животных;
• ландшафтный принцип (принцип комплексности) – границы ООПТ выделяются на ландшафтной основе: выделяются территории, представляющие собой единый естественно сложившийся природный комплекс;
• принцип разумной достаточности – максимальная площадь ООПТ или их сети определяется потребностью сохранения оптимального числа особей охраняемого вида, необходимого для успешного воспроизводства;
• принцип гибкости режимов охраны – введение обоснованного режима особой охраны в пределах, необходимых для выполнения природоохранных задач;
• принцип поэтапного формирования – Схема формируется и реализуется поэтапно с учетом экономического и социального развития территории, возможностей финансирования работ по созданию ООПТ и готовности проектной документации; формирование Схемы начинается с выделения основных элементов, которые затем дополняются второстепенными и вспомогательными объектами;
• принцип постоянного совершенствования – Схема подлежит изменению и совершенствованию по мере появления дополнительных научных исследований, накопления и анализа информации, внесения изменений в нормативные правовые акты.
Выбор территорий, перспективных для создания ООПТ, осуществлялся на основе результатов полевых исследований, данных о распространении редких и исчезающих видов животных и растений, на основе географического анализа путей миграции и мест концентрации ценных в хозяйственном отношении животных и растений, анализе программ социально-экономического развития края и схемы территориального планирования Алтайского края.
Географический анализ, выделение территорий и площадей планируемых ООПТ осуществлялись с помощью геоинформационной системы MAPINFO на базе цифровой топографической основы.

5. Основные направления реализации Схемы
5.1. Совершенствование функционирования действующих ООПТ регионального (краевого) значения.
В целях совершенствования функционирования действующих ООПТ регионального (краевого) значения предусматривается выполнение работ в следующих направлениях:
• проведение комплексных обследований ООПТ с целью определения их современного состояния;
• разработка землеустроительной документации и внесение сведений об ООПТ в государственный кадастр недвижимости;
• направление предложений в уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений для выделения особо защитных участков лесов в границах ООПТ на территории государственного лесного фонда;
• совершенствование системы охраны ООПТ;
• проведение мониторинга на территории ООПТ;
• подготовка проектов комплексного обустройства ООПТ;
• разработка и изготовление справочных, учебно-методических и научно-популярных изданий по ООПТ Алтайского края;
• развитие экологического туризма на территории ООПТ (разработка и обустройство экологических троп и визит-центров с целью экологического просвещения населения);
• проведение биотехнических мероприятий на территории ООПТ (изготовление и установка информационных щитов, аншлагов, смотровых площадок, обустройство кормушек, солонцов, галечников, порхалищ, кормовых полей, искусственных гнездовий и других элементов обустройства).
5.2. Проектирование и организация новых ООПТ.
На период до 2025 года Схемой предусматривается организация 8 заказников, 1 дендрологического, 1 природного и 2 национальных парков, 32 памятников природы, а также расширение площадей 6 существующих заказников. Образование новых ООПТ и расширение существующих позволит увеличить общую площадь ООПТ до 1546,8801 тыс. га (9,2% от площади края) и создать ООПТ в наиболее значимых ключевых точках природных комплексов (приложение 2 к Схеме).
Работа по проектированию и организации новых ООПТ предусматривается в следующих направлениях:
• проведение комплексных научных обследований участков территорий края с целью организации на них ООПТ;
• подготовка и утверждение нормативных правовых актов, утверждающих создание ООПТ;
• разработка землеустроительной документации и внесение сведений об ООПТ в государственный кадастр недвижимости.
5.3. Научно-техническое сопровождение реализации Схемы ООПТ
В процессе реализации Схемы потребуется проведение следующих научных и технических работ:
• комплексные научные обследования участков территорий края с целью организации на них ООПТ и подготовка материалов комплексного экологического обследования территорий;
• проведение государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования территорий;
• разработка землеустроительной документации на ООПТ;
• подготовка проектов комплексного обустройства ООПТ Алтайского края;
• направление предложений в уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений для выделения особо защитных участков лесов в границах ООПТ на территории государственного лесного фонда;
• разработка программ мониторинга на существующих и проектируемых ООПТ Алтайского края с целью оценки состояния ландшафтов, антропогенной нагрузки и эффективности предпринимаемых мер по сохранению и восстановлению биологического разнообразия.
5.4. Информационное обеспечение работ и экологическое образование населения
В интересах информационного сопровождения реализации Схемы планируется:
• создание и ведение государственного кадастра ООПТ Алтайского края;
• активное информирование населения Алтайского края о планах и действиях по реализации Схемы, в первую очередь в районах образования новых природоохранных объектов, учет мнения местного населения;
• использование информации, полученной в результате деятельности ООПТ Алтайского края, при планировании хозяйственного развития территории;
• подготовка справочных, учебно-методических и научно-популярных изданий по ООПТ Алтайского края.
5.5. Первоочередные задачи по реализации Схемы
К первоочередным задачам по реализации Схемы в рамках действующих ООПТ Алтайского края относятся:
• разработка землеустроительной документации на ООПТ и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости;
• направление предложений в уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений для выделения особо защитных участков лесов в границах ООПТ на территории государственного лесного фонда;
• разработка программ мониторинга сети ООПТ.
К первоочередным задачам по реализации Схемы в рамках планируемых ООПТ Алтайского края относятся:
• проведение комплексных научных обследований участков территорий края с целью организации на них ООПТ и подготовка материалов комплексного экологического обследования территорий;
• проведение государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования территорий;
• разработка землеустроительной документации на ООПТ и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

6. Механизм реализации Схемы
Решение о необходимости создания новых ООПТ принимает Администрация Алтайского края на основании материалов, подготовленных органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Алтайского края.

7. Финансовое обеспечение реализации Схемы
Финансирование ООПТ краевого значения осуществляется за счет средств краевого бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации и Алтайского края источников.


 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2017 г.©