Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета "Природа Алтая" №7-8 2009 г.(июль-август 2009)


А вы знаете, что....
С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 миллиардов клеток, и число это до самой смерти не увеличивается. Hапротив, после 25 лет оно сокращается на 100 тысяч в день. За минуту, потраченную вами на чтение страницы, умирает около 70 клеток. После 40 лет деградация мозга резко ускоряется, а после 50 нейроны (нервные клетки) усыхают и сокращается объем мозга.



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (163-164) 2009 год / 21 страница

в самом сердце алтая

Полюбите природу, и она научит вас восхождению

НОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЕКТА
Об опыте участия в краевом палаточном лагере «Я – гражданин зеленого Алтая»


Warning: getimagesize(/images/pages/4pg18_74_74.jpg): failed to open stream: ЅХв вРЪЮУЮ дРЩЫР ШЫШ ЪРвРЫЮУР in /var/www/prirodasibiri/data/www/prirodasibiri.ru/phpinc/show_inc.php on line 128

Фотоотчет о палаточном лагере на озере КолыванскомВоспитание ребенка, в том числе и экологическое, начинается с красоты. Поляну, на которой расположился экологический лагерь, можно сравнить с цветной палитрой – настолько удивительное сочетание сочных красок природы нас здесь окружало. Экскурсии по уникальным окрестностям Колыванского озера, городу Змеиногорску способствовали наблюдению удивительной красоты окружающей природы, познанию таинственного исторического прошлого.

ОЧАРОВАНИЕ ГУМБОЛЬДТА
А. Гумбольдт при виде этой чудесной картины природы был очарован и говорил, что объездив весь свет, не видал более красивого места .
На экскурсиях педагоги старались научить ребят не только созерцать и любоваться красотой, но и подвести к тому, чтобы они были деятельны в своей жизни, т.е. могли беречь красоту, а на доброту откликаться и сами творить добро. В ходе экскурсии «Ландшафтные особенности берегов Колыванского озера» школьники познакомились с уникальными формами рельефа, почвами, растительным и животным миром озера.
Наибольшее впечатление на ребят произвело восхождение на причудливые скалы, созданные силами выветривания (фото в колонке). «Есть скала, которая называется Шапкой Ермака…Чуть дальше – Скала Верблюд: голова, изогнутая шея, горбы…Чуть ближе какое-то доисторическое животное: бронированная черепашья спина, вытянутая голова из-под панциря с огромным клювом…На огромной высоте гранитных нагромождений виднеется каменная фигура девушки…Когда попадаешь на землю змеиногорья, то чувствуешь себя словно в музее под открытым небом, созданным Гулливером для лилипутов» .
Об этих скалах ребята придумывали легенды, или, наоборот, по предложенным педагогами сказаниям, находили на местности ту самую скалу.
По окончании экскурсии, ребята изображали ландшафты озера красками на шероховатых гранитных камешках.
Большой эмоциональный заряд получили ребята и при посещении карьера, где самостоятельно смогли найти горный хрусталь.

ПОСЕЩЕНИЕ ЗМЕИНОГОРСКА
Посещение Змеиногорска позволило понять ребятам, что его рождение обязано богатству и неповторимости окружающей природы: «Места раньше дикие были. Змей водилось во множестве. Особенно на одной горе их было дюже богато. Почитай, под каждым камнем по гадине пряталось. От того и прозвали ту гору Змеевой, а рудник, что под горой вырос, Змеиногорским окрестили».
Большое впечатление на школьников произвели макеты технических устройств, карты и иные свидетельства истории Змеиногорского рудника, хранящиеся в Змеиногорском музее.
Этот музей был основан в 1827 году. После недавно законченной реставрации у музея появился новый археологический зал, в котором хранятся не только уникальные исторические находки, но и проводятся конференции международного класса.
Здесь же ребята приобрели фильмы «Экскурсия в музее», «Экскурсия по городу», созданные под руководством директора Музея истории развития горного производства В.Х. Смирновой, которой мы очень благодарны за содержательную экскурсию.
С большим чувством юмора Валентина Христиановна рассказывала нам об истории развития музея, о том, что Змеиногорск одно время назывался «Шлангенберг» (змеиный город) и о том, что в этом месте раньше росли финики. От нее мы узнали и то, что мимо Колыванского озера пролегали торговые пути русских купцов в Китай и Монголию.

МАРАФОН, ИГРА И ДРУГОЕ
С большим интересом ребята приняли участие в экологическом марафоне «Лесные приключения». В ходе игры ребята, разбившись на команды, смогли посетить восемь станций, разбросанных среди причудливых скал в окрестностях лагеря. Юные экологи с большим энтузиазмом выполняли творческие и интеллектуальные задания. Первое место разделили две сборные команды: «Солнышко» и «Без проблем». Серьезным испытанием стала для ребят игра «Последний герой», победителем которой стал Виталий Шуляков из Третьяковского района.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА
Наблюдая за воздействием деятельности человека на экосистемы берегов Колыванского озера, мы отметили скопление отдыхающих и транспорта в водоохранной зоне водоема (который является памятником природы федерального значения). Костровища и останки полуразрушившихся построек нарушают гармонию этого удивительно красивого места.
Туристы собирают на букеты белые кувшинки и желтые кубышки, плавающие по поверхности водоема. Но эти цветы не долго радуют людей – они очень быстро увядают, даже опущенные в воду. Каждый турист, посетивший озеро, увозит с собой реликтовый орех чилим в качестве сувенира.
Большой вред озеру приносит использование лодок с подвесными моторами и гидроциклов, хотя на воде часто можно увидеть и парусники. Один из них был изображен ребятами в экологической газете, которые выпускались на поляне лагеря.

СВАЛОК НЕТ
Благодаря работе ребят из Саввушинской школы по берегам озера нет мусорных свалок. Руководители лагеря даже оказались в растерянности: где же взять мусор? Ведь у нас была запланирована в программе экологическая акция. Но когда юные любители экологии углубились в кусты: результат превзошел все наши ожидания. Ребята собрали 50 мешков мусора. Самыми крупными находками оказались рельс и диск от трактора.

КОМАНДНЫЙ ДУХ
Поддерживать бодрый дух в лагере, необходимый для проведения всех наших мероприятий при аномально низкой для июня температуре (днем поднимавшейся всего до плюс 15 градусов), нам помогали песни у костра, зарядка и спортивные игры. А самые смелые даже искупались в озере во время налетевшего шторма.
Всеобщее уважение вызывали участники экспедиции из Кулундинского района, которые прибыли на место палаточного лагеря на велосипедах.
Поддерживать дух команды и общего дела нам помогали гимн движения «Начни с дома своего», а также линейки, где под сенью зеленого флага решались насущные проблемы лагеря (кто-то случайно бросил фантик), происходил обмен впечатлениями между преподавателями и юными экологами, строились планы.
В течение всего пребывания в лагере ребята с гордостью носили обязательный атрибут - зеленый галстук. Некоторые даже не снимали его на ночь.
После поездки по городам Сибири у движения «Начни с дома своего» появилась новая традиция – повязывать людям не только галстуки, но и дарить колокольчики на зеленой ленточке – зеленые колокола России, знак тревоги за состояние окружающей природы.
Очень важно, что по ходу пребывания в лагере, каждый участник заполнял свой экологический дневник. Эти дневники необходимы для оценки результативности работы, проведенной преподавателями.

РЕЗУЛЬТАТЫ
Главный педагогический результат экспедиции – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской экологической работы, это новые особенности психики школьников.
Участие в палаточном лагере позволило ребятам развивать в себе такие необходимые в настоящее время качества как умение работать в команде, принятие ответственности за самостоятельные решения, инициативу, способность к инновациям.
Нельзя понять и полюбить Алтай, не побывав на Колыванском озере. «Озеро дивное, храму подобное, нерукотворный алтарь Красоты! Люди! Любите, храните и помните сказку Алтая из скал и воды».

Литература:
1. Палитра горных сказов. – Барнаул: Графикс, 2008

Ольга ГОРБАТОВА,учитель географии и экономики МОУ «Гимназия № 27», г. Барнаул


Warning: getimagesize(/images/pages/1pg18_74_74.jpg): failed to open stream: ЅХв вРЪЮУЮ дРЩЫР ШЫШ ЪРвРЫЮУР in /var/www/prirodasibiri/data/www/prirodasibiri.ru/phpinc/show_inc.php on line 128

Детский экологический палаточный лагерь на берегу Колыванского озеракоманда едино­мышленников
В 2009 г. проект «Начни с дома своего» вышел на новый уровень. Кроме традиционной (уже двенадцатой) краевой экологической экспедиции школьников в этом году впервые был проведен детский экологический палаточный лагерь на берегу Колыванского озера. Вдохновитель-организатор этого мероприятия - «наш командор» (как мы его называли) С.И. Малыхин собрал команду единомышленников из числа учителей географии Алтайского края, а также специалистов в сфере дополнительного экологического образования.
Главная цель организации палаточного лагеря – способствовать развитию у школьников экологической культуры. Для достижения поставленной цели была разработана «Программа по экологическому образованию и воспитанию» (см. таблицу).
Составленная программа была призвана развивать основные экологические компетентности, а также способности школьников самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные проблемы на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Живя в палаточном лагере, школьники получили возможность проявить и свои лидерские качества, которые были необходимы для отбора участников большой Сибирской экспедиции.
26 июня на южном берегу Колыванского озера (недалеко от детского оздоровительного лагеря «Чайка») запестрели палатки юных экологов из пяти районов края: Троицкого, Кулундинского, Третьяковского, Змеиногорского, Топчихинского.
Всего на берег озера прибыло 60 школьников. Место для проведения палаточного лагеря было выбрано удивительное, окруженное ореолом тайн, загадок и сказок. Здесь особенно прослеживается связь времен, память места.
Былое вырастает здесь перед нами на фоне действительности, одухотворяет настоящее: «Колыванское озеро – сердце Алтая. С него начиналась история рудного дела, с ним связано возникновение Колывано-Воскресенских заводов…
До сих пор причудливые формы колыванских скал будоражат воображение путешественников. И по ночам в волнах Колывань-озера им слышится то шум былых баталий, то шаги пробирающейся по подземным лабиринтам «чуди».


Таблица. Программа по экологическому образованию и воспитанию


 Базовая экологическая компетентность Виды познавательной и практической деятельности
 Умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Самосохранительное поведение. Беседа о целях и ожидаемых результатах поездки. Теоретические занятия: «Что такое «экологическая культура»?», «Как я могу помочь в охране окружающей среды?», «Мой день», «Поведение человека и окружающая среда». Приобретение умений обустраивать палаточный лагерь эколого-приемлемым способом. Самосохранительное поведение на тропе, на скалах. Выбор необходимой одежды для радиального выхода. Поведение в местах, где могут встретиться дикие животные (медведи, змеи и т.д.). Понятие о здоровом образе жизни.
 Применение знаний и навыков в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований.  Экскурсии по окрестностям Колыванского озера, г. Змеиногорску. Конкурсы эрудитов по экологии. Марафон «Лесные приключения». Заполнение экологического дневника. Проведение ролевых игр по экологии. Экологический конкурс «Последний герой». Экологическая акция по сбору мусора. Наблюдения за воздействием деятельности человека на состояние окружающей природной среды.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2018 г.©