Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №6 (июнь) 2015 год


А вы знаете, что....
Hогти на пальцах руки растут примерно в 4 раза быстрее, чем на ногах



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№6 (234) 2015 год / 16-17 страница



Конкурс Алтайского отделения Русского географического общества

Как мы уже сообщали, в Алтайском крае прошёл конкурс исследовательских работ по географии «Вокруг света», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Провело его Алтайское отделение Русского географического общества. Сегодня – подробности о проведённом конкурсе.

Все грани географии


Военная
Школьники смогли представить свои работы в секции «Географы для Победы» с исследованиями о вкладе советских географов в Победу в Великой Отечественной войне.
«Географы для Победы» была одной из самых многочисленных секций. В очном туре с докладами выступили 17 школьников 5-11-х классов. Ребята осветили вклад представителей географической науки в Победу в Великой Отечественной войне, как участвующих в боевых действиях, так и ковавших славу советского оружия и науки в тылу.
Жюри (к. г. н., доцент кафедры природопользования и геоэкологии И.В. Архипова; к. ф. н., доцент кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга Н.Н. Алпеева; преп. кафедры физической географии и геоинформационных систем Н.М. Легачева) отметило высокий уровень и качество подготовленных докладов, а также творческий подход и значительный личный вклад авторов.
Война повлияла на многие аспекты в жизни нашей страны, заставила выявить главное и заново определить приоритеты.
Ребята рассказали об участии географов в решении конкретных практических задач военного времени.
Ряд докладов был посвящён картографическому обеспечению, и в них показана роль топографов, картографов, геодезистов, аэрофотосъёмщиков в Великой Отечественной войне. Одна из самых юных участниц секции – ученица 5-го класса Надежда Артёменко (КГБУ ДО «АКДЭЦ», руководитель Е.П. Соколова) – рассказала о роли девушек-картографов в деле Великой Победы – о студентках естественно-географических факультетов, которые участвовали в работах по картографическому обслуживанию фронта и географическому описанию мест военных действий.
Ученица 7-го класса МБОУ «Сибирская СОШ» Полина Захарова (руководитель О.Н. Бондарева) подготовила работу, посвящённую фронтовой карте. Она объяснила, что без карты не проходила ни одна военная операция, ведь это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками.
Серьёзное картографическое исследование провела ученица 11-го класса МБОУ «Гимназия № 22» Елена Поддубнова (руководитель И.Н. Ротанова). Она изучила топонимику 110 городов России, провела анализ названий в честь героев и событий Великой Отечественной войны.
Ученик 11-го класса МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска Семён Захаров (руководитель Т.В. Захарова) подготовил доклад о роли топографических служб в годы Великой Отечественной войны. В победном исходе боевых действий многое зависело от глубоко продуманных решений штабных работников, поэтому работа топографов была очень ответственной. По сути, они готовили исходный материал для принятия решений. В рамках своего исследования Семён также выяснил, где можно получить специальность топографа и какие задачи они решают в настоящее время.
Работа ученицы восьмого класса МБОУ «Лицей «Сигма» Валентины Басаргиной (руководитель О.В. Шувакина) была посвящена изучению работы метеорологов в годы Великой Отечественной войны. Она объяснила, что основная сложность была связана с тем, что специалисты были вынуждены составлять прогнозы в условиях дефицита данных для оккупированных территорий по обрезанной карте. При этом метеоинформация приобрела стратегическое значение для авиационных и морских сражений.
Ученица седьмого класса МБОУ «Боровихинская ООШ» Первомайского района Ирина Емельянова (руководитель А.В. Голинг) обстоятельно рассказала об отдельных учёных и их деятельности в военные годы. Специалист в области географии почв, геоморфологии И.П. Герасимов возглавил отдел специального картографирования. Под его руководством были составлены карты как оперативного (фактически от Волги до Берлина), так и обзорного характера. Геохимик А.Е. Ферсман в своих работах подчёркивал, что современная война никак не может быть выиграна без помощи науки. При активном участии учёных было выпущено значительное количество химических продуктов для военных – больше, чем в довоенное время. Отдельное внимание в докладе уделено биографии геолога Б.С. Митропольского. Он являлся одним из лучших в СССР знатоков месторождений цветных и редких металлов Алтая. Во время Великой Отечественной войны принимал участие в работах по разведке новых месторождений для нужд фронта.
Отдельным дипломом была награждена работа Екатерины Таракановой, ученицы 10-го класса МБОУ «Старобелокурихинская СОШ» (руководитель Я.А. Рехтина). Яркий и эмоциональный доклад, применение творческих элементов не остались незамеченными. Жюри присудило ей приз зрительских симпатий от Алтайского краевого отделения Русского географического общества.
Победителями секции «Географы для Победы» стали следующие участники.
Первое место заняла Ольга Тукова, ученица восьмого класса МБОУ «СОШ № 1» г. Заринска (руководитель Н.А. Жовковская). Её доклад был посвящён нашему земляку, поэту Н.Т. Елистратову. В этом году он отметил 95-летний юбилей. Его жизненный путь вызывает восхищение. Николай Титович более 40 лет работал учителем географии в школе № 1 г. Заринска. На войне занимался ремонтом авиационной техники, а по его воспоминаниям, географические знания были востребованы и на фронте.
Учащиеся Заринской школы решили взять шефство над ветераном, регулярно ходят в гости, чтобы послушать его увлекательные истории и оказать посильную помощь.
Второе место заняла ученица восьмого класса МКОУ «Новоярковская СОШ» Василина Мочалкина (руководитель Ю.Г. Цыганкова). Ею подготовлен захватывающий рассказ о полярном исследователе и Герое Советского Союза М.М. Сомове. Михаил Сомов в составе Беломорской флотилии участвовал в ледовых операциях, помогал в проводке судов в Арктике. В 1942 году он участвовал в отражении нападения на Диксон фашистского крейсера «Адмирал Шеер».
Третье место заняла Анна Рымарь, ученица восьмого класса МБОУ «Закладинская СОШ» (руководитель Н.И. Рымарь). Она выступила с докладом «Знать географию – значит победить». Анна провела обобщающий анализ и подчеркнула, что победа над фашистскими захватчиками была во многом достигнута благодаря развитию науки, разработке и созданию новых совершенных технологий.
Географы были всюду – в авиации, артиллерии, инженерных и железнодорожных войсках, госпиталях, на флоте, заводах оборонной промышленности, колхозных полях.
Жюри отметило высокий уровень доклада и глубокую проработанность вопроса.

Экология и природопользование
Исследовательские работы участников секции «Экология и природопользование» имели, несомненно, большую практическую значимость, так как были посвящены вопросам охраны окружающей среды и рациональному природопользованию. Приоритетным направлением докладов стала проблема отходов жизнедеятельности человека. Юные исследователи описывали трудности, которые сложились в их населённых пунктах по размещению отходов, а также предлагали варианты решения данной проблемы.
По результатам выступлений жюри секции в составе декана географического факультета, профессора, д. г. н. Г.Я. Барышникова, доцента, к. с. н. В.Н. Горбачёва и доцента, к. г. н. О.В. Отто определило трёх призёров.
Третье место досталось ученице девятого класса Анастасии Васиной, представляющей кадетскую школу города Бийска. Её доклад «Определение загрязнения озера Манжерок методами биоиндикации» под руководством О.А. Зубковой был по достоинству оценён членами жюри.
Второе место завоевал Роман Бабкин, ученик 8-го класса МБОУ «Косихинская средняя общеобразовательная школа» (руководитель И.Ю. Ёлсукова). В своём исследовании «Изучение процесса восстановления выгоревшего леса» Роман раскрыл актуальную тему на примере пожара в лесу Косихинского района, произошедшего в 2011 году.
Победителем секции стал Максим Камшилин, учащийся 10-го класса МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска, с проектом по раздельному сбору мусора «Экоблок» (руководитель Н.С. Карева). Отличная презентация, уверенные ответы на вопросы и понимание своего исследования помогли Максиму достойно представить своё исследование.

Юные географы
В ходе работы конкурса секция «Юные географы» была поделена на четыре возрастные группы.
В работе секции «Юные географы» (7-й класс) было заслушано 13 докладов с широким диапазоном тем. Ребята делали краткие сообщения о результатах своих исследований в течение 5-7 минут, после чего отвечали на дополнительные вопросы.
Члены жюри – д. г. н., профессор кафедры экономической географии и картографии Б.А. Красноярова; к. г. н., доцент кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга В.А. Быкова; к. г. н., доцент кафедры экономической географии и картографии Н.В. Рыгалова – высоко оценили доклады ребят.
По итогам конкурса была определена тройка лучших докладчиков, которые были награждены дипломами и призами. Первое место получила Вера Потапенко, ученица 7-го класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Рубцовска. Тема доклада: «Влияние зимней рекреации на формирование снежного покрова (на примере трассы Здоровья г. Рубцовска)» (руководители – В.С. Чанцова и Н.Н. Пастухова).
Второе место заняла Диана Бернецян, ученица 7-го класса МКОУ «Фирсовская основная общеобразовательная школа». Тема доклада: «Биоиндикация качества воздуха села Фирсово по комплексу признаков сосны обыкновенной» (руководитель Л.С. Нурсадыкова).
Третье место у Полины Гололобовой, ученицы 7-го класса МКОУ «Малиновская средняя общеобразовательная школа». Тема доклада: «История заселения Красногорского района: от древности до первой половины 20 века» (руководитель О.Н. Шаврова).
Также участники секции «Юные географы (7-й класс)» были награждены сертификатами в различных номинациях: «За любовь к Родине», «За лучшее полевое исследование», «За глубину знаний» и др.
В секции «Юные географы» (6-й класс) с итогами исследований выступили 11 школьников. В ходе работы секции ими были представлены разнообразные доклады по актуальным географическим темам. Среди них – описания путешествий по Алтайскому краю, исследования проблем своего села, наблюдения по ходу полевых исследований и радиальных маршрутов.
Отдельные участники рассказали о своих увлечениях (например, о символике на флаге стран, путешествиях). У всех ребят были подготовлены презентации, которые были составлены с большой тщательностью и подробностями, а их содержание соответствовало всем предъявляемым требованиям. Слушатели задавали много вопросов докладчикам, на которые они достойно отвечали.
Результаты работы секции оказались таковы: первое место – Пётр Сухачёв с докладом «Изучение форм рельефа снежного покрова с целью создания комфортной среды обитания человека в зимнем городе» (руководитель О.Н. Горбатова); второе место – Софья Иващенко с работой «Как проявляется влияние погодных условий на характер жилищ человека в селе Камышенке» (руководитель Е.А. Вострикова); третье место – Денис Архипов с докладом «Геральдические символы и географические особенности государств» (руководитель Н.М. Дьякова).
В секции «Юные географы» (5-й класс) выступили 11 человек. Работы ребят отличались разнообразными тематиками. Никита Бражников представил доклад на тему «Комплексная характеристика физико-географического профиля территории Алтайского края», а Павел Зубков рассказал о видовом составе и экологических особенностях водных растений старичных озёр (на примере озера Завьялово). Школьники делились результатами своих исследований, расширяя свой кругозор и получая новые знания.
Первое место жюри присудило Анастасии Фатуевой – за исследования в области палеогеографии (МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Заринска, руководитель – Ю.И. Фатуева); второе место занял Павел Зубков (МБОУ «Кадетская школа» г. Бийска) за исследование старичных озёр малой Родины (руководитель – О.А. Зубкова); третье место – Мария Зыкова (МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа № 1») за исследовательскую часть (руководитель – В.А. Забродина).
Секция для самых маленьких географов – учеников начальных классов – была самой запоминающейся. Всего в работе секции приняли участие 17 ребят. Дети очень убедительно доказывали актуальность своих исследований. Некоторые школьники даже принесли доказательства своего первого научного труда: квалифицированно собранный и оформленный гербарий, образцы воды, доказывающие её загрязнённость.
Работа в секции шла очень оживлённо, порой жюри не успевало задавать вопросы, участники активно и с интересом участвовали в обсуждении.
Все доклады были актуальными и запоминающимися. Так, Алексей Жеребцов, ученик 2-го »Д» класса МБОУ «Лицей № 101» г. Барнаула (руководитель – Т.М. Лямкина), поведал о своём первом географическом открытии; Даниил Зацепин учится только в первом классе МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Заринска (руководитель – Ю.И. Фатуева), но уже выявил новые сорные растения своего города и даже предложил методы борьбы с ними. Софья Орлова, учащаяся третьего класса МБОУ «Гимназия № 40» г. Барнаула (руководитель – Е.В. Дорофеева), провела целый ряд экспериментов в своей школе по выявлению организмов, живущих в воздушной среде.
Но, конечно, самым запоминающимся был доклад Юрия Репина (МБДОУ «Детский сад № 230», г. Барнаул, руководитель – Е.А. Маркина). С уверенностью и профессионализмом он рассказал слушателям о динозаврах, их особенностях, рассмотрел множество гипотез, пытающихся объяснить массовую гибель этих загадочных рептилий. Конечно, это достаточно известные факты, и многие из вас знакомы с ними, но докладчику всего пять лет, а он без запинки перечисляет около двадцати довольно труднопроизносимых названий.
Все участники конкурса получили дипломы и памятные подарки из рук преподавателей и учёных-географов Алтайского края.

Организаторы конкурса «ВОКРУГ СВЕТА»
Фото Владимира МАНЕЕВА


Физическая и рекреационная
В ходе работы секции «Физическая и рекреационная география» было представлено девять докладов. Члены жюри – зав. кафедрой рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга, к. г. н., доцент А.Г. Редькин, доцент кафедры экономической географии и картографии, к. г. н. Д.А. Дирин – отметили высокую практическую значимость представленных школьниками исследований.
По итогам работы секции были выявлены победители. Первое место – Екатерина Букатова, ученица 9-го «В» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Рубцовска, руководители – учителя географии Н.Н. Пастухова и В.С. Чанцова. Тема доклада: «Изменение длины береговой линии озера Горькое за период инструментальных исследований».
Второе место заняла Алиса Янголь, ученица 9-го класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Горняка, руководитель – учитель математики О.А. Дреер. Тема доклада: «Автобусная экскурсия «Достопримечательности нашего города». Третье место – Виктория Снаговская, ученица 8-го класса МКОУ «Малиновская основная общеобразовательная школа», руководитель – учитель географии О.Н. Шаврова. Тема доклада: «Археологическое наследие как основа формирования туристического продукта Красногорского района».

Вместе с краеведением
На секции «Географическое краеведение» выступили 11 участников. Доклады ребят отличались информативностью, актуальностью и широким разнообразием выбранных тем (от устройства русской печи до истории происхождения названий географических объектов в пределах отдельных сёл). Работы школьников были насыщены лирическими отступлениями, цитатами. Арзу Гусейнова даже представила видеофрагмент азербайджанского народного танца.
По результатам выступлений жюри секции в составе доцента кафедры физической географии и ГИС, к. г. н. И.Н. Ротановой, доцента кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга, к. п. н. М.В. Войтенко и ассистента кафедры физической географии и ГИС Г.С. Дьяковой определило трёх призёров.
Первое место заняла Мария Острокостова, ученица 11-го класса МКОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа», с докладом «История топонимов географических объектов села Георгиевка» (руководитель – Н.И. Острокостова).
Второе место было присуждено Ксении Поповой, ученице 10-го класса Романовской средней общеобразовательной школы (руководитель – Т.М. Бескоровайная), третье – Эдуарду Радцеву, ученику восьмого класса Тальменской средней общеобразовательной школы № 3 (руководитель – Н.Н. Рожаева).

Экономическая и социальная
На секции «Экономическая и социальная география» заслушивались доклады, посвящённые географическим аспектам изучения населения, хозяйства и общества в целом.
Всего на секции присутствовали 20 гостей: школьники с 8-го по 11-й класс и их наставники. Руководителем секции и председателем жюри выступал зав. кафедрой экономической географии и картографии АлтГУ Н.И. Быков, членами жюри были доценты географического факультета АлтГУ А.А. Ерёмин и Н.Н. Праздникова.
На секции было заслушано 17 докладов, представляющих широкий спектр общественно-географических исследований. Самым популярным направлением стало демографическое: в том или ином виде этой теме было посвящено шесть выступлений, а масштабы исследования варьировались от общенационального уровня до уровня поселений и даже конкретной школы. В двух работах была представлена тема влияния материнского капитала на демографические процессы.
Экономико-географическая тематика также стала предметом исследования сразу нескольких работ. Были рассмотрены проблемы изучения современной автомобильной промышленности России, оценки природно-климатических условий Алтайского края для развития альтернативной энергетики, размещения крупных торговых сетей города Барнаула, оценки влияния транспортного фактора на социально-экономическое развитие территории и др. Интересные выступления были посвящены вопросам освоения Арктики, развития Сибири и Дальнего Востока.
Во время защиты большинства исследовательских работ ощущалась качественная подготовка школьников.
В результате длительных и непростых дискуссий по выявлению победителей в секции членами жюри было принято решение о следующем распределении призовых мест.
Первое место было отдано работе Арины Змейковой, ученицы 11-го класса МКОУ «Светловская средняя общеобразовательная школа», выполненной под руководством И.А. Перязевой, на тему «Перепись учащихся школы на примере переписи населения Алтайского края и села Светлого».
Второе место заняло исследование Анны Зиновьевой, ученицы 9-го класса МБОУ «Гимназия № 40» г. Барнаула, выполненная под руководством С.А. Зиппа, на тему «Влияние материнского капитала на изменение рождаемости в Алтайском крае».
Третье место присудили работе Татьяны Корнейчук, ученицы 10-й класса МБОУ «Лицей № 17» г. Славгорода, выполненной под руководством Н.В. Солодиловой, на тему «Особенности выбора профессии старшеклассниками».


Общая информация


Заметки

Учащиеся Заринской школы решили взять шефство над ветераном, регулярно ходят в гости послушать его увлекательные истории и оказать посильную помощь 
Сведения

Ребята рассказали об участии географов в решении конкретных практических задач военного времени
     

Интересно

Ряд докладов был посвящён картографическому обеспечению, и в них показана роль топографов, картографов, геодезистов, аэрофотосъёмщиков в Великой Отечественной войне 
Персона

Елена Поддубнова изучила топонимику 110 городов России, провела анализ названий в честь героев и событий Великой Отечественной войны
     

Интересно

По сути, топографы готовили исходный материал для принятия решений 
Заметки

Специалисты были вынуждены составлять прогнозы в условиях дефицита данных для оккупированных территорий по обрезанной карте
     

Интересно

При активном участии учёных было выпущено значительное количество химических продуктов для военных – больше, чем в довоенное время 
Персона

Б.С. Митропольский – одним из лучших в СССР знатоков месторождений цветных и редких металлов Алтая


 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2017 г.©