Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №4 (апрель) 2015 год


А вы знаете, что....
В состав человеческого организма входит всего 4 минерала: апатит, арагонит, кальцит и кристобалит



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№4 (232) 2015 год / 18 страница

18 страница. Есть такая проблемаЕсть такая проблема

Корень экологических проблем скрыт в глубине истории. Я думаю, всё началось, когда человек стал брать от природы больше, чем мог употребить на самого себя, свою семью, своё племя. Это произошло тогда, когда он начал использовать результаты собирательства и охоты сначала для обмена, потом для продажи. На начальных этапах воздействие на природу было минимальным, но аппетит приходит во время еды. Вместо шкуры и пещеры для защиты от холода человек захотел рубленый дом, бобровую шапку, волчью доху, сафьяновые сапоги. И дальше – по нарастающей. Вот так мы и дожили до XXI века – «эпохи сверхпотребления».

Экологическое и трудовое воспитание – в число приоритетных!

Нас на Земле стало более семи миллиардов. Разумные границы потребления практически перестают существовать. Уровень потребления ограничен только наличием денег. Нравственные ограничения не работают, физиологически необходимые нормы превышаются в тысячи и миллионы раз. В обиход входит новый термин «гонка сверхпотребления». Кто её развязал – разговор отдельный. Но люди с упоением ввязались в эту авантюру, которой нет логического объяснения.

Один из инструментов
Здравомыслящим людям планеты Земля давно ясно, что экспансии «эпохи сверхпотребления» необходимо противопоставить «эпоху рационального бытия». Для этого требуется смещение шкалы ценностей из области материальной в область духовную. Задача это не простая, требующая концентрации усилий многих социальных институтов, связанных с воспитанием и образованием.
Одним из основных инструментов этого процесса является трудовое и экологическое воспитание и образование детей. Этими формами воспитания у нас в России занимаются общественные и государственные организации различных ведомств, но приоритет принадлежит Министерству образования и науки, с развитой сетью организаций дополнительного образования эколого-биологической направленности, которая традиционно курирует трудовые объединения школьников: учебно-производственные бригады и школьные лесничества.
Юннатское движение на заре своего становления было самым многочисленным из внешкольных, именно с даты образования первого юннатского кружка ведёт своё летоисчисление дополнительное образование России.

Разбор собранного гербария Работа юных зоологовСмена ценностей
Смена экономической формации в России привела к смене ценностей. Мы погнались за «западными ценностями».
Престиж экологического и трудового воспитания в шкале ценностей упал до неприличия, слово «ботаник» становится пренебрежительно-ругательным. Дети не хотят посещать кружки эколого-биологического направления, это становится не престижно. Родители всячески детей поддерживают, они хотят видеть своих детей танцующими, поющими, на худой конец выбирают карате, бокс и другие спортивные направления.
Сразу хочу сказать, что не считаю «престижные» направления ненужными и бесполезными, они не менее других важны в развитии гармонично развитой личности, но…
В условиях недостаточного бюджетного финансирования всего дополнительного образования, благодаря финансовой поддержке родителей, «престижные» выживают и развиваются, а социально значимые, такие как эколого-биологическое, научно-техническое, туристско-краеведческое, медленно сходят на нет.

Ситуацию надо изменить
Какова ситуация в настоящий момент? Количество профильных учреждений дополнительного образования эколого-биологического направления в крае сократилось до четырёх, есть муниципальные многопрофильные центры дополнительного образования, в которых ещё живо эколого-биологическое направление, в остальном трудовое и экологическое воспитание и образование тянут на себе учителя школ. Соответственно упало качество.
Экологическое образование стало более поверхностным, декоративным. Всё меньше серьёзных исследовательских работ, на которые необходимо потратить 2-3 года и привлечь специалистов высшей школы. Для сельского учителя и ученика без координатора, учреждения дополнительного образования, это фактически невозможно.
Кстати, сеть учреждений дополнительного эколого-биологического направления Алтайского края, в отличие от более богатых соседей, была сохранена и в «дикие» 90-е, и в кризис 2008 года, именно поэтому мы сохранили трудовые объединения школьников.
На муниципальном уровне необходима координация трудовых объединений школьников с зачислением руководителей учебно-производственных бригад и школьных лесничеств в штат учреждений дополнительного образования. Этот шаг в совокупности с поддержкой профильными управлениями даст толчок к развитию трудовых объединений. А это не только воспитательный эффект и дополнительные внебюджетные средства образовательных организаций, но и эффективный профориентационный фактор.
Короче говоря, ситуацию надо менять. И сделать это возможно на территории нашего края.

Социально значимое направление!
Упомянутые проблемы только вершина айсберга. Описать все аспекты экологического и трудового воспитания в одной газетной статье невозможно. Эту информацию можно получить на нашем сайте: akdec@yandex.ru
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы, которые и помогут изменить сложившуюся ситуацию:
1. Экологическое и трудовое воспитание и образование, являясь составной частью патриотического воспитания, будучи социально значимым, особенно для сельскохозяйственного Алтайского края, должно стать в ряд приоритетных наряду с научно-техническим и туристско-краеведческим направлениями.
2. Мы должны обеспечить максимально доступное с финансовой стороны дополнительное образование по приоритетным направлениям. В том числе участие в краевых, всероссийских конкурсах, конференциях без привлечения средств родителей, так как именно это является основным лимитирующим фактором участия детей в конференциях, конкурсах федерального уровня. В ряде регионов, например, в Москве, финансирование приоритетных, социально значимых направлений дополнительного образования дифференцированно в пользу приоритетных.
3. Для повышения престижа трудового и экологического образования необходима имиджевая, информационная поддержка всех ветвей власти, повышение статуса мероприятий имеющимися ресурсами без дополнительного финансирования.
4. Мы предлагаем использовать базу Алтайского краевого детского экологического центра (мини-зоопарк, дендрарий, круглогодичные оранжереи, учебно-опытный участок) для создания рекреационно-образовательного центра, обеспечивающего образовательный досуг жителей и гостей Алтайского края.

Игорь МАРИСКИН,
директор АКДЭЦ
Использованы материалы сайта:
http://improve-me.ru/10822


Гонка «сверх­потребления»
Кто-то гонится за «айфоном», кто-то за «Бентли», кто-то за замком в пять этажей с золотыми унитазами, и так до бесконечности. Масла в огонь подливают «звёзды» всех разливов, наперебой хвастающиеся друг перед другом домами, яхтами, драгоценностями, автомобилями. А индустрия моды чего стоит? Для обладания этими «сокровищами» так или иначе используются природные ресурсы.
И если в XIX веке об этом особо не задумывались, в XX веке наиболее ответственные стали бить в набат, то в XXI веке всем совершенно ясно, что, обладая современными техническими возможностями и желая безудержно и бездумно потреблять, мы, совершенно не напрягаясь, можем покончить с матушкой-природой в течение одного поколения.
Чтобы умерить пыл потребляющих природные ресурсы, создано природоохранное законодательство, которое постоянно ужесточается, усложняется, требует всё больше ресурсов для соблюдения охраны.
Но «чёрные лесорубы» рубят лес, браконьеры незаконно охотятся, вредные отходы производства без предварительной переработки попадают в природную среду – люди зарабатывают деньги. А лесника, егеря, специалиста под каждым кустом не посадишь. Можно говорить, что на причинение вреда природе человека толкает жизнь.
Но та же жизнь показывает, что далеко не каждый готов осознанно нанести вред природе. Почему? Во многом потому, что мы по-разному воспитаны и образованы.
В недавнем прошлом из планов образовательных организаций исчезло понятие «воспитание». Мы готовили детей к ЕГЭ и мечтали сделать их конкурентоспособными. Воспитательный вакуум заполнила социальная среда «дикого» капитализма. И место человека-творца сегодня триумфально занимает человек-потребитель.
Потребительство ставится в противоположность созиданию как жизненная концепция. Человек-потребитель работает для того, чтобы потреблять вкусные блюда, товары, дома, автомобили и т. д., то есть его конечная цель – потребление.
Человек-творец может трудиться как на благо человечества (создавать лекарство от болезней или строить экологичные дома), так и ради самореализации, удовлетворения амбиций через творчество (писать романы, делать фотографии, устраивать выставки), конечная цель для него – само созидание и сопутствующие преференции в виде славы и признания, улучшения экологии.
Это очень упрощённая схема, ведь понятно, что творец тоже потребляет в процессе своей жизнедеятельности, но потребление не является его божеством, целью его жизни.


Общая информация


История

Юннатское движение на заре своего становления было самым многочисленным из внешкольных 
Цитата

Игорь Марискин:
«Ситуацию надо менять. И сделать это возможно на территории нашего края»
     

Проблема

Количество профильных учреждений дополнительного образования эколого-биологического направления в крае сократилось до четырёх 
Заметки

В ряде регионов, например, в Москве, финансирование приоритетных, социально значимых направлений дополнительного образования дифференцированно в пользу приоритетных


 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2017 г.©