Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №9 2010 г. (сентябрь 2010)


А вы знаете, что....
Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины - ниже 120 см



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9 (177) 2010 год / 16 страница

16 страница. Исторические хроникиИсторические хроники
«Это – большое село (более 1,5 тысяч жителей), с волостным управлением, квартирой земского заседателя, школой… Лежит оно на правом берегу Енисея в 56 верстах к югу от Минусинска. Так как есть волостное правление, то почта будет ходить, значит, довольно правильно» - из письма Владимира Ильича сестре М. И Ульяновой. «В огороде выросла у нас всякая всячина – огурцы, морковь, свекла, тыква, – вспоминала Н.К.Крупская, – очень я гордилась своим огородом». Шушенское - одно из старинных поселений предгорий Саян, расположенное на правобережье Енисея. Это место политической ссылки сначала декабристов, затем участников освободительного движения в Польше, революционно-демократического движения в России, народовольцев и революционеров.

Шушенское. Историко-этнографический музей-заповедник


Другое название
Село Шушенское - это название известно каждому из нас, кто родился в советское время. Каждый пионер мечтал побывать в этих местах. Вот только далеко не каждый из нас знал, что место ссылки Ленина с 1970 года именуемое «Мемориальный музей-заповедник Сибирская ссылка В.И.Ленина», уже с 1993 года носит другое название — Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское».
С трепетом вхожу в главное здание музея еще не зная с каким восторгом я буду слушать, видеть, прикасаться к памяти тех далеких лет.

Дома, где он жил
Экскурсия по музею начинается с заезжего дома - усадьбы зажиточного крестьянина Зырянова, где квартировал В.И. Ленин первый год своей сибирской ссылки.
В доме было три жилых помещения, которые отапливались русской печью. Стол с лавками, шкаф для посуды, а в правом углу божница с иконами. От печи до боковой стены под потолком деревянный настил – полати. На полу самотканые дорожки.
Ульянов сначала жил в общей комнате, а затем ему выделили отдельную комнату. Внутренний дворик усадьбы с хозяйственными пристройками и есть две бани из бруса.
Вторым пристанищем ссыльного Ульянова – Ленина, его молодой жены Крупской и ее мамы стала другая усадьба зажиточного крестьянина – Петрова. Теперь они снимали не комнату в доме, а весь большой дом с двумя входами. Воссоздана сотрудниками музея подлинная скромная обстановка обители ссыльного – стол в виде конторки, стул, кровать, полки с книгами и непременная лампа с зеленым абажуром.
В крохотной проходной комнате, отделяющей столовую от спальни, на стене висят коньки: Крупская привезла Ульянову коньки из Петербурга, и тот обучил диковинному занятию всех местных детей.
Так вот, музейные коньки — копия тех самых, германской марки «Меркурий», изготовленные по спецзаказу на основе исследований подлинных винтов от креплений, найденных в Абакане у наследников поляка Станислава Наперковского, тоже отбывавшего ссылку в Шушенском. Как и копия тулупа, в котором Ульянов ездил зимой в Минусинск, двух дорожных корзин, с которыми он и приехал в Сибирь.
Хозяйственные постройки (сараи, двухэтажные амбары, навесы, баня «по-белому»), и жилой дом, как и все дома крестьян, не объединяются одной кровлей.
Петрова выделила жильцам в своем огороде несколько грядок. Большой внутренний двор с клумбами цветов и посадками малины.
Владимир Ульянов, Надежда Крупская и ее мама были людьми, абсолютно не приспособленными к жизни в деревне - надо было наколоть дров, истопить печь, нагреть воду для умывания, испечь хлеб и т.д, поэтому была взята девка-домработница, которая за один рубль в месяц делала всю эту работу.
Живописная местность вокруг усадьбы радует глаз. Парадные ворота дома и беседка. Согласно легенде её построили лично Владимир и Надя для того чтобы летом попивать в ней чай. Интерьер рабочего кабинета Ленина: ружьё, зеленая лампа, шкаф для книг - почти все сохранено с тех далеких лет.

Под открытым небом
На каждом из домов мраморная доска с надписью: «Здесь жил вождь мирового пролетариата...» и даты - в доме Зырянова: 1897-98, в доме Петровой: 1898-1900 гг.
Меня поразил вид домов всего музея - добротные, какие-то вечные. Срубы из огромных бревен. Большие светлые комнаты с высокими потолками, с полатями, русскими печами.
Экскурсовод Галина Анатольевна рассказала, что Зырянов был зажиточным крестьянином, а Петрова перепродавала зерно. Оказывается, что почти все здесь в Шушенском жили так надежно. Вокруг всех домиков разбиты аккуратные огороды.
Сотрудники музея выращивают для себя всякие овощи, фрукты и ягоды. Меня до глубины души тронуло и поразило, что сельская деревушка в 29 крестьянских домов с питейным заведением, лавкой, волостной тюрьмой, колодцем-журавлем у крестьянской избы, молотилкой и другими атрибутами деревенской жизни, на месте впадения реки Шушь в Енисей и есть государственный историко-этнографический музей-заповедник под открытым небом «Шушенское», который являет собой подлинный (на 86%) памятник сибирской деревни конца XIX - начала XX веков.
А еще труднее поверить, что в этой «деревне» нет жителей, уж слишком все правдоподобно и живо: до мелочей восстановлены интерьеры изб зажиточных, бедных, наемных крестьян и переселенцев, хозяйственные амбары, навесы, конюшни, бани, сараи с необходимой утварью, здание волостного правления с комнатой волостного старшины, торговая лавка в купеческом доме, кабак, где торговали «распивочно и навынос».
В волостную тюрьму (острог) за пятиметровым забором временно(до 30 суток) помещали провинившегося человека, драчуна, пьяницу или неизвестного бродягу, беглого какого-нибудь. Даже для них был отдельный домик, где они спали и мылись в бани.
В огородах растут лен, конопля, табак, подсолнечник, рожь, просо, пшеница, гречиха, даже укроп и капуста выращиваемые крестьянами прошлого века.
В музейные экспозиции крестьянских изб входят дополнительных занятия хозяев: обработка дерева, рыболовство, охота, пчеловодство, обработка конопли и шерсти, ткачество и прядение, катание войлоков и валенок, витье веревок и канатов, изготовление бочек, колес, телег, саней, выделка кож и другие промыслы.
Где-то у ворот сложен строительный лес, поленницы дров, копны сена, цветы на окнах и клумбы во дворе, ставни распахнуты, в бане тазы и веники …

Как в парке «Джастар»
Во время первой Международной экспедиции «Алтай-Казахстан» в 2006 году мы уже знакомились с бытом и народной архитектурой русских на Алтае. В городе Усть-Каменогорске парке «Джастар» тоже открыт музей под открытым небом, есть улица с украинскими, немецкими, казахскими жилищами и «русская деревня» - с бревенчатыми домами, тесовыми воротами и калиткой зажиточных хозяев и усадьбами крестьян победнее торговой лавкой, домом казака и городским домом.

Прикоснуться наяву
Одно из главных преимуществ Шушенского, что здесь можно не только побывать на экскурсии и посмотреть выставки, но и прикоснуться наяву к течению прошлой жизни. Экскурсоводы в косоворотках и сарафанах устраивают театральную обрядовую свадьбу, казацкие проводы в армию, деревенский праздник с участием фольклорного ансамбля «Плетень» (музейщики от охранника до замдиректора).
Открыты музейные мастерские, где «сибирские крестьяне» показывают, как лепить и обжигать горшок, как вырезать бочку, как ткать домашний коврик или рушник (вокруг музея объединяются люди, владеющие навыками плетения из лозы, резьбы и росписи по дереву, изготовления сит и рыболовных снастей, вязания филейных скатертей, прядения опоясков, ткачества, изготовления изделий из бересты и других ремесел).
В сельской лавке напоят сбитнем, в кабаке обязательно нальют чарочку водки или кружку сибирского кваса, а в специальной гостевой кухоньке угостят сибирским черемуховым пирогом с травяным чаем, здесь же можно покататься на тройке с бубенцами, походить на ходулях.
На память о «Шушенском» посетитель может купить изготовленную прямо на его глазах осиновую ложку с фирменным рисунком, что мы и сделали.
Участники экспедиции побывали и у охотничьего шалаша у озера Перова, в национальном парке «Шушенский бор» - лесной части музея-заповедника, которое тоже связано с именем Ленина.
Ольга МЕРКУЛОВА, учитель географии «Староалейской средней общеобразовательной школы №1», Третьяковский район

Три года в Шушенском
Историческая хроника жизни В.И.Ульянова (Ленина) в1897 – 1900 годы.
«…8 мая 1897 года в Шушенское на три года прибыл ссыльный руководитель петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Владимир Ильич Ульянов. Село, которое он шутливо называл Шу-шу, расположено в живописной местности с благодатным климатом. Село, торговавшее скотом, хлебом, кожами...».
К этому времени в Шушенском было 250 домов и проживало около 1400 человек. Других товарищей (32 соратника по делу) расселили по соседним селам.
«…Природа сибирской глубинки пришлась Ильичу по нраву. Его даже потянуло на стихи. «В Шуше, у подножия Саяна…», - написал он, но дальше этой строчки поэтическое творчество не пошло.
Пропаганду в Шушенском Ильич не осуществлял: в положении ссыльного это было небезопасно, могли добавить срок.
Физической работой никакой не занимался, лишь однажды починил изгородь. Водил дружбу с простыми крестьянами. С одним из них, по прозвищу Сосипатыч, мужичишкой не от мира сего, он особенно подружился.
Со временем Ильич стал заядлым охотником. Дичи в лесу было полно. Он завел себе даже кожаные штаны, чтобы где надо и в воду за подстреленной уткой залезть.
Владимир Ильич получал восемь рублей пособия, однако местная дешевизна позволяла платить из этих денег за комнату и содержание в крестьянской семье (стирку, уборку, готовку пищи).
В мае 1898 года сюда приехала Н.К. Крупская вместе со своей матерью. (Крупская была тоже осуждена и добилась отбывать ссылку в Шушенском). Чтобы им разрешили проживать совместно, Владимиру и Надежде пришлось обвенчаться в местной церквушке.
Мать Ленина хлопотала о переводе сына в Красноярск, но он написал ей, что делать этого не стоит: в тихом селе было больше удобств для умственных занятий. «К тому же была возможность изредка встречаться с товарищами». Такие встречи, длившиеся по 3-4 дня, разрешались для празднования именин, Нового года, свадеб. Проходили они очень весело: гуляли, пили вино, охотились, летом купались, а зимой катались на коньках.
Ссылка прошла неплохо. Никакого надзора фактически не было. Жил Ильич скромно, тихо, запретов не преступал, но все же к концу срока нервничал. Ведь власти запросто могли по указке центра найти какую-нибудь зацепку и продлить срок.
Хорошо известен случай, когда однажды Ильич подсунул жандарму стул, чтобы тот начал обыск с верхних полок шкафа, тогда как «нелегальщина» хранилась внизу. Жандарм, листая статистические сборники, так утомился, что вскоре бросил это занятие.
Но это был, наверное, единственный опасный момент. За три года шушенской ссылки Ильич написал работу «Развитие капитализма в России». В феврале 1900 года срок ссылки кончился, и семейство отправилось в обратный путь…»


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©