Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим


Газета «Природа Алтая» №10 (октябрь) 2014 год


А вы знаете, что....
Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:


Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

«Цветение маральника»

Праздник «Алтайская зимовка»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№10 (226) 2014 год / 14-15 страница



В помощь педагогу.
Экологический календарь

Несколько лет назад в России появился ещё один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населённых пунктов страны (чаще всего – дети с родителями и учителями) устанавливают кормушки для птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечёток, свиристелей. В качестве подкормки используется несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса и другие «лакомства».

Синичкин день
синица синица На протяжении многих лет существует в Алтайском краевом детском экологическом центре традиция – каждую осень проводится акция с красивым названием «Ах, эта красная рябина». В ходе акции обучающиеся Центра под руководством взрослых выпускают листовки, обращения «Позаботимся о птицах»; организуют сбор кормов для зимующих птиц, конкурс рисунков «Зимующие птицы в природе и живом уголке», изготовление кормушек, их подвешивание, подкормку зимующих птиц, проведение наблюдений за видовым составом птиц на кормушке. Участники клуба «Фауна» привлекают родителей к изготовлению кормушек и пополнению запасов птичьей столовой. В качестве итогового мероприятия проводится праздник.
Сценарий такого праздника мы предлагаем вашему вниманию.

Сценарий праздника
Зал оформлен осенними листьями, гроздьями рябины и калины. В фойе – выставка кормушек для птиц, изготовленных своими руками совместно с родителями. Звучит спокойная музыка.
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие ребята.
Ведущий 2. Здравствуйте, уважаемые взрослые – педагоги, родители, гости.
Ведущий 1. Всего несколько лет в России отмечается Синичкин день – экологический праздник, созданный по инициативе Союза охраны птиц России. Отмечается он 12 ноября. В этот день мы готовимся к встрече с птицами, остающимися на зимовку в наших краях: синицами, щеглами, снегирями, сойками, чечётками, свиристелями и многими другими.
Ведущий 2. Всего в Алтайском крае может зимовать до 70 видов птиц. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса. Дети под руководством взрослых начинают мастерить и развешивать кормушки. Народная мудрость гласит: «Подкорми птиц зимою – послужат тебе весною».
Ведущий 1. Синичкин день отмечается относительно недавно, однако его история уходит корнями в далёкое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.
Ведущий 2. От наших предков дошли приметы: если синицы целыми стайками появлялись у дома, значит вот-вот грянут морозы; если птица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.
Ведущий 1. Кстати, своё имя синички получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!», а вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. А еще Зиновий Синичник считался праздником охотников и рыбаков. Как правило, с 12 ноября открывался пушной сезон и сезон зимней рыбалки.
Ведущий 2. Сегодня мы собрались вместе, чтобы отпраздновать Синичкин день.
Ведущий 1. Стихотворение «Покормите птиц зимой», автор А. Яшин.

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.


Ведущий 2. А сейчас мы поиграем. У нас будет две команды «Гуси» и «Лебеди». Набираются команды по 5-7 человек и выбирается капитан в каждой из них.
Ведущий 1. За правильные ответы команда получает смайлики, а в конце мы их подсчитываем и определяем победителя.
Ведущий 2. Вопросы командам задаются по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот вопрос отвечает следующая команда.

кормушка сойкаЗадание I. Да или нет?
1. В Красной книге Алтайского края преобладают птицы отряда ржанкообразных. (Да)
2. Журавли летят клином. (Да)
3. Только кукушки поедают крупных волосатых гусениц. (Нет)
4. Межняки, гибриды между тетеревом и глухарём, как и все межвидовые гибриды, – бесплодны. (Нет)
5. Перепел – единственный настоящий перелётный вид среди наших куриных. (Да)
6. В Алтайском крае колибри не встречается. (Да)
Ведущий 1.

Задание II. Ответьте на вопросы
1. Какие птицы нашей местности ночуют, зарывшись в снег? (Рябчики, глухари, тетерева)
2. Какая птица ходит под водой? (Оляпка)
3. У каких промысловых птиц птенцов воспитывают оба родителя? (Рябчики, тетерева)
4. Назовите птиц, которые делают запасы на зиму. (На зиму ушастая сова запасает мышей, кедровка – кедровые орехи, поползень – семена различных растений)
5. Какая птица может передвигаться по стволу вниз головой? (Поползень)
6. Какая птица накалывает добычу на колючки кустарника? (Сорокопут)
7. Какая птица имеет перекрещенный клюв? (Клёст)
8. Тушка какой птицы после смерти не гниёт, а мумифицируется. Почему? (Клеста, так как при жизни он питается семенами хвойных деревьев, его тело пропитывается смолами)
9. Какая птица не высиживает птенцов? (Кукушка)
10. Чем восполняют птицы отсутствие зубов? (Камушками в желудке)
11. Для какой птицы зимой семена репейника – любимый корм? (Щегол)
12. Какие птицы белеют к зиме? (Белая куропатка)
13. Почему в гнездовой период воробьи собирают в основном насекомых, а в остальное время – семена растений? (Растущим птенцам нужна белковая пища)
14. Почему синиц и дятлов в старых парках больше, чем в недавно посаженных? (В старых парках больше дуплистых деревьев)
Ведущий 1.

Задание III. Разгадайте чайнворды
Командам даются карточки с одинаковым кроссвордом, карандаши простые, ластики.
Отгадайте названия зимующих птиц и впишите их в клетки чайнворда.
1. Маленький воришка в сером армячишке. (Воробей)
2. Выстилает гнездо тонкими рыбьими косточками. (Зимородок)
3. Эта птица считается очень умной. (Ворон)
4. Ей поставлен памятник на Фонтанке. (Чиж)
5. Лесной «барабанщик». (Дятел)
6. Чёрно-белая «трещётка». (Сорока)
7. Ночной хищник. (Филин)
8. В некоторые моменты токования он перестаёт слышать. (Глухарь)
9. Символ мира и чистоты. (Голубь)
10. Небольшая птица с преобладанием белого оперения, появляется в Алтайском крае только зимой. (Пуночка)
11. Длиннохвостый снегирь. (Урагус)
12. Сокол из Красной книги Алтайского края. (Балобан)
13. Чёрный дятел. (Желна)
14. Может выводить птенцов зимой. (Клёст)
15. Самая ярко окрашенная птица из семейства врановых. (Сойка)
16. Белая лазоревка. (Князёк)



Ведущий 2. Пока команды заняты, поиграем с залом. Ответы принимаются только от поднявшего руку, поощряются правильные ответы смайликами красного цвета. Вспомните названия птиц, которых можно встретить зимой на кормушке, и впишите эти названия в пустые клетки кроссворда чайнворда.
Чайнворд демонстрируется на мультимедиаэкране, и постепенно там появляются разгаданные слова.



(Поползень, чечётка, синица, чиж, снегирь, неясыть, сорока, дятел, щегол, галка, воробей, свиристель, сойка, оляпка.)
Ведущий 1.

Задание IV. Найдите «лишних»
1. Рябчик, тетерев, дикуша, белая куропатка, тундряная куропатка, серая куропатка, глухарь. (Серая куропатка из семейства фазановых, остальные – из семейства тетеревиных).
2. Осоед, коршун, орлан, перепелятник, лунь, сапсан, канюк, стервятник. (Сапсан из семейства соколиных, остальные птицы из семейства ястребиных).
3. Городская ласточка, деревенская ласточка, береговая ласточка, чёрный стриж. (Чёрный стриж относится к отряду стрижеобразных, остальные птицы – к отряду воробьинообразных).
4. Чирок, гага, чомга, зарянка, баклан, пеликан. (Зарянка – лесная птица, остальные – водоплавающие).
5. Журавль, кулик, пастушок, дрофа, дятел, чайка, фламинго. (Дятел – птенцовая птица, остальные – выводковые).
Ведущий 2.

Задание V. Закончите пословицы
и поговорки

• Молодой журавль высоко взлетел, (да низко сел)
• На кукушкиных яйцах (не высидишь цыплят)
• На обглоданную кость (сорока не падка)
• И петух свои (часы знает)
• На словах – орел (на деле – мокрая курица)
• Наряд соколиный (а походка воронья)
• И птица в одно перо (не родится)
• Народу служить (не ворон ловить)
• И у курицы (сердце есть)
• И петух на своём (пепелище храбрится)
• И чёрный ворон вещает, (да невпопад)
• Каждая курица (свой насест знает)
• Каждая птица своим (носом кормится)
• Каждый петух своим (голосом поёт)
• Как одна сорока хвост задерет (то за нею и все)
• Яйца курицу (не учат)
• Курица по одному (яйцу несёт)
• Мала ворона (да рот широк)
• Мала птица, да и та (своё гнездо бережёт)
• Мало-помалу птичка (гнездо свивает)
• Мокрая курица (а тоже петушится)
Ведущий 1.

Задания для зала
Начало пословицы на одном конце зала, а конец – на другом. Один человек получает начало одной пословицы, ему надо добежать до другого конца зала, найти окончание пословицы, принести его ведущему и получить смайлик зелёного цвета за правильное соответствие.
• Брови соболиные, очи соколиные (сам орёл)
• Будет в голубятне корм (голуби слетятся)
• В одних перьях всю жизнь (не проходишь)
• В осень и у вороны копна (не только у тетерева)
• В своём гнезде и ворона коршуну (глаза выклюет)
• Видна сорока по полёту (а молодец по походке)
• Видом орёл (а умом тетерев)
• Всё знает: (сорочьи яйца ел)
• Всякая птица свои (песни поёт)
• Всякая птица своим (пером красуется)
• Всякая сорока от своего (языка погибает)
• Выехал на поле соловей (жаворонков считать)
• Ждала сова галку (да выждала палку)
• Ждёт, как ворон (кости)
• Журавль высоко летает, а (от воды не отбывает)
• За морем и синица (птица)
• Знает сорока, где (зиму зимовать)
• Ворона летала, да (ястребу в когти попала)
• И гуся на свободу тащат (да в щи)
• И кулик чужую (сторону знает)
• И орёл выше (солнца не летает)
Ведущий 2.

Задание VI. Отгадайте
1. Звери покрыты шерстью, а птицы… (Перьями)
2. Переворачивают ли птицы яйца в гнезде? (Да)
3. Что можно построить без рук и топора? (Гнездо)
4. Какая птица в нашем крае самая маленькая? (Королёк)
5. Кого называют пернатой кошкой? (Сову)
6. В названии какой птицы 40 букв «а»? (Сорока)
7. Кто в воде купался, да сух остался? (Гусь)
8. Где кроме скворечников гнездятся скворцы? (В дуплах)
9. У каких птиц Алтайского края птенцы растут под землёй? (У зимородков)
10. Могут ли птенцы высиживать птенцов? (Могут, например у хищных птиц)
11. Какие птицы Алтайского края поедают волосатых гусениц? (Кукушка, иволга)
12. У какой птицы отряда куриных в момент смертельной опасности легко выпадают перья? (Рябчик)
13. Какие птицы во время токования скрипят, как несмазанное колесо? (Снегири)
14. Есть ли своя песенка у скворца? (Нет, он подражает пению других птиц)
Ведущий 1.



Задание VII. Рассказ-загадка
Рассказ-загадка № 1

Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес. Долго ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных.
В одном месте учитель подозвал ребят и показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица ошиблась, приняв зиму за весну, и строит гнездо. Вот чудачка, чем же она кормить будет птенцов зимой?».
А одна девочка сказала: «Я знаю, как называется эта птица. И вовсе она ничего не спутала. Она всегда птенцов зимой или глубокой осенью выводит. Только название её я вам не скажу, сами вспомните».
Учитель добавил: «Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев и в поисках урожая семян сосны и ели кочуют каждый год с места на место. С урожаем связано и размножение этих птиц. Так как семена хвойных пород созревают только поздней осенью или даже зимой, то птицы начинают гнездиться в это самое время. Оно для них самое удобное потому, что птенцов они выкармливают тоже семенами. О какой птице идёт речь? (Клёст.)

Рассказ-загадка № 2
В тот год я жил в деревне. Зима выдалась суровая. Однажды в морозный февральский день я шёл вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг близко послышалось тихое щебетание.
По краю проруби, у самой воды, прыгала белогрудая птичка размером со скворца. Она дергала коротким хвостом и распевала на все лады весёлую песню. Чтобы лучше её рассмотреть, я сделал к ней несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте.
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми когтями за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, перевернула клювом камешек и вытянула из-под него водяного жука. Под водой она блестела, как серебряная рыбка.
Потом я узнал, что перья этой птички смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях.
Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду, а потом, живая и невредимая, снова появлялась на краю проруби. Ну и птица! Настоящий водолаз! (Оляпка.)
Ведущий 1. Кстати, и оляпка, и клёст – птицы зимующие. А кроме них в Алтайском крае в разные годы может зимовать до 70 видов птиц. Многие из них зимой прикочёвывают поближе к человеческому жилью, надеясь на нашу поддержку.
Ведущий 2. Помните, пожалуйста, если вы повесили кормушку и начали подкармливать птиц, то делать это надо в течение всей зимы и весны до наступления устойчивого тепла.
Ведущий 1. Просим команды сдать жюри свои смайлики для подведения итогов.
Подведение итогов конкурса на лучшую кормушку. В это время жюри подводит итоги и награждает команду победителя. Затем награждают тех зрителей, кто набрал большее количество смайликов (от большего к меньшему).
Ведущий 2. Закончить праздник мы сможем на улице. Сейчас на выходе каждый возьмёт изготовленную им кормушку, и мы все вместе пройдём на территорию Центра и развесим кормушки.

Ирина МАРИСКИНА,
методист АКДЭЦ


 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2016 г.©