Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь

Газета «Природа Алтая» №7-8 2007 г. (июль-август 2007)

А вы знаете, что....
В состав человеческого организма входит всего 4 минерала: апатит, арагонит, кальцит и кристобалит

на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (139-140) 2007 год / 14-15 страница

Монголия – страна чудес

Из дневника Лены ПЕРСИКОВОЙ, участницы пяти экспедиций "Начни с дома своего"

14 августа, вторник. С самого начала экспедиции все не так. Нет привычной беготни около редакции. Из Кулунды едем только я и Юрий Алексеевич. Пункт сбора - Барнаул. По пути забираем троих ребят из Ключей. Все, для нас экспедиция уже началась. Так же как и для ребят из Змеиногорска и Староалейского. Они тоже в пути.
По дороге делаем остановку в Буканке Мамонтовского района. Путь кажется бесконечным, а хочется скорее всех увидеть.
На подъезде к редакции я, наконец-то, почувствовала дух экспедиции. Уже знакомый мне автобус, а вокруг бегают ребята. Последние сборы, и снова команда: “По машинам”. И вновь изменения. Вместо стоянки у лагеря им. Гагарина мы едем на протоку реки Оби.
Первая ночевка в лагере. Выдержали все, значит и дальше будет все отлично. Впереди у нас сложнейший маршрут, в конце которого мы просто обязаны всем доказать, что мы сильная и крепкая команда.
Перед выездом на основной маршрут у нас одно из важнейших выступлений - пресс-конференция, в ИД “Алтапресс”. Думаю, мы выступили достаточно хорошо и в ответ услышали много пожеланий.
Первая наша остановка - ботанический сад в селе Камлак. Поляна, которую я уже давно полюбила, вновь приняла нас. Только погода не радовала. Хотя многие посчитали, что дождь - хорошая примета.
На следующее утро построение, на котором мы в свои ряды посвящаем швейцарцев (они стоят на той же поляне по-соседству с нами).
Свое свадебное путешествие они решили провести у нас, в России. Невольно задумываешься над тем, почему люди со всего мира едут к нам, а мы же в свою очередь не научились ценить это? Люди оказались очень приветливыми, угостили нас шоколадом. После чего мы в приподнятом настроении отправились на сбор курильского чая. Я считаю, что это уже стало традицией. Каждый раз в благодарность за гостеприимство мы помогаем работникам ботанического сада.
И вновь дорога. Позади остаются перевалы: Семинский, Чике-Таман, Белый Бом. Для кого-то впервые, для меня в третий раз. Интересно, что через каждые два года я снова сюда возвращаюсь. Вспоминаются счастливые мгновения прошлых экспедиций. Проезжаем национальный парк “Уч-Энмек”. А затем в Онгудае встречаемся с уже давно знакомым нам Данилом Ивановичем Мамыевым.
И снова в путь. Дорога длинная, успеваешь подумать обо всем, на что никогда ни хватает времени в городе. До Акташа добираемся уже по темноте, Долго ищем место стоянки, многие ребята согласны спать прямо в автобусе. Но ничего не поделаешь. Под светом фар с необычной скоростью вырастает палаточный лагерь, да и ужин уже готов.
А с утра - украшение автобусов и заготовка дров. Ведь сегодня (17 августа) мы должны добраться до Ташанты и занять очередь для прохождения границы.
Ночка выдалась необычайной. За пять лет проведенных в экспедиции, я не помню такого холода. Костер не греет, т.к. все тепло сдувается ветром. А кашу так и не смогли доварить до конца. К утру все ждали снега. Но погода нас пожалела.
Границу пересекли без проблем. В отличие от прошлого года, когда двое ребят так и не попали в Казахстан, в этот раз пропустили всех.
И вот мы в другом государстве. Здесь абсолютно все по-другому. Нет лесов, кругом безжизненные холмы, дороги отсутствуют, из-за чего в автобусе стоит постоянно облако пыли. Поселения состоят из глиняных мазанок и юрт.
Доезжаем до Баян-Ульгия. Чтобы осмотреть окрестности, всей своей дружной компанией вываливаемся из автобуса. И тут же понимаем. какой здесь простой и дружелюбный народ. Нами интересуются, спрашивают, кто мы и откуда и угощают своими национальными блюдами. Затем знакомимся с двумя туристами-американцами. На улице снова как-то быстро стемнело. Все жутко устали. Пока ставим лагерь наощупь (уже привычно для нас), приходит всеобщее решение - не готовить ужин.
А утром у нас гости. Чтобы наше путешествие по Монголии было приятным и чтобы мы не заблудились, ховдская администрация «приставила» к нам двух студентов. Молодых людей зовут Энго и Мохо. На самом деле мы им очень благодарны, так как целую неделю своего личного свободного времени они провели в нашем автобусе, терпели наши выходки, а в конце концов мы с ними очень сдружились.
И снова за окнами автобуса монгольские степи – мы едем до Ховда. Лагерь разбиваем за городом, а с утра экскурсии. В начале Ховдский государственный университет Один из преподавателей, по имени Нямдорж, организовал нам увлекательную экскурсию.
Конечно, монгольский университет не сравнить с моим родным АГУ, но я, если честно, вообще удивилась, что он там есть. Там же мы познакомились с девушкой Оги, которая целую неделю ездила с нами в качестве переводчика. Девушка оказалась очень приветливой и общительной, очень помогала нам в магазинах, на рынке при выборе сувениров. Так как кроме “сколько стоит” продавцы редко что понимали.
Кроме университета, мы также посетили буддийский храм и петроглифы. Там, перед горой, мы хором произнесли священную мантру.
Этот день был насыщен интересными событиями, мы узнали много нового, но следующий превзошел его. С утра мы поехали к администрации, там нас ждала госпожа Дэлэгнямын Нямаа. В ожидании ее мы успели посмотреть чемпионат по кендома (это игра, пришедшая из Японии), сыграть в баскетбол с местными ребятами. Наша команда выиграла, но только благодаря Энго. Он оказался отличным баскетболистом, а играл за нас. Затем было выступление в администрации, перед нами танцевали девушки-монголки. Их национальные танцы поразили всех.
Мы показали часть своего агитбригадного выступления, была сделана видеозапись для местного телевидения. А после нас ждала длинная дорога. В пещеры. Путь лежал через пустыню, которая, по моим представлениям, должна выглядеть как безжизненные песчаные барханы с постоянными песчаными бурями и кочующими караванами верблюдов. А здесь все по-другому. Я увидела степь, перемешанную с камнями, невысокие холмы, обросшие верблюжей колючкой. За всю дорогу пару раз попадаются оазисы - небольшие островки жизни с зелеными деревьями и рекой.
По дороге в пещеры мы заезжаем в село, чтобы познакомиться с его старейшим жителем, национальным героем Монголии. Им он стал благодаря тому, что в свои 17 лет во время войны целый год добирался до СССР с караванов в тысячу верблюдов, чтобы доставить гуманитарную помощь.
Зовут этого человека Лувсан. Сейчас ему 85 лет. Познакомившись с ним, мы поняли, какой он удивительный. Даже после ухода на пенсию он не сидит на месте, а думает о том, как можно благоустроить родную страну. Всем известно, что из-за перевыпаса скота в Монголии идет опустынивание земель. Лувсан в какой-то степени селекционер. В его саду произрастает около 10 видов деревьев из 10 стран. Таким образом Лувсан пытается определить, какие виды деревьев способны расти в жестких условиях Монголии. Там же Лувсан сделал так называемый мемориал в память великого Чингисхана. Своими руками он вырезал на дощечках моменты жизни Чингисхана, начиная от рождения и заканчивая смертью. Удивительно то, что уже в то время Чингисхан заботился об окружающей среде, и не позволял, чтобы кто-либо убивал живое.
После Лувсан приглашает нас в беседку, угощает конфетами и делает небольшие подарки - национальные пиалки.
И мы едем дальше. Ближе к пещерам природа заметно меняется. Появляется больше гор. После мы узнаем, что в этом месте раньше было морское дно. На улице смеркается, а мы только доехали до конечной точки нашего путешествия. Поднимаемся в пещеру. Небольшой грот, а вниз уходит пропасть, как говорят проводники, длиной в 70 км. Поворачиваем обратно. Сердце начинает щемить от мысли, что все заканчивается (хотя ехать еще целую неделю). Вспоминаются расставания прошлых экспедиций, слезы, думаешь о том, что может больше никогда не увидишь своих новых друзей. Но это все нужно оставить на последний день. Впереди еще много интересного, а самое главное, много работы. Ведь в первую очередь - это наше дело.
Затем был отъезд из Ховда, экскурсия по Баян-Ульгию. Мы побывали в местном музее, который нас очень удивил своими размерами (трехэтажное здание, несмотря на то, что население города в 30 тыс. человек). Так же мы заметили большое сходство с музеем в Шемонаихе (Казахстан). Это означает, что быт монголов и казахов очень похож. А после неудачного посещения театра (труппа оказалась на гастролях) мы едем до границы. Все сразу вспоминают, как там мерзли, и настроение падает. Сергей Иванович это понимает и тут же решает эту проблему.
Мы ночуем в юрте. Лучшего подарка для нас и не придумаешь. Всеобщее уныние переходит в ликование. А для меня это еще и шанс получше прочувствовать свою родину, т.к. я родилась и половину своей жизни прожила в Казахстане. Но в юрте я впервые. Думаю, эта ночь запомнилась всем. 26 человек, на расстеленных карематах и спальниках, уложенных вокруг печки. Дикие выкрики “ты наступил мне на голову” и “убери с меня свои ноги”, а затем всеобщий подъем.
Границу прошли незаметно, хотя погранцы запомнят надолго российский гимн в нашем исполнении во время просмотра вещей. Затем еще одна ночевка в Акташе. По дороге в Камлак останавливаемся посмотреть на порог Бегемот на реке Чуя. Это порог пятой степени сложности. Но знаменит он стал после того, как его прошел вплавь мужчина в не очень трезвом состоянии. Хотя, я думаю, он сам не понимает, как это сделал.
И вот этот день, который мы ждали почти две недели! В ботаническом саду прекрасная баня. С самого утра группами по три человека мы начинаем приводить себя в порядок. Появляется чувство легкости и счастья. Весь оставшийся день посвящаем отдыху и доработке дневников.
А утром - дорога до Барнаула. По предчувствии разлуки начинаем обмениваться телефонами, писать пожелания. Последняя ночевка, многие не хотят уходить от костра. К утру лагерь пустеет, затихают разговоры. Всем нужно выспаться перед главным. Ведь с утра мы едем в город, чтобы дать отчет о проделанной работе.
В начале - пресс-конференция в ИД “Алтапресс” (отсюда начинался наш путь), а затем в краевой администрации перед А.Г. Назарчюком и другими депутатами. Мне кажется, что у нас все получилось просто супер.
Мы доказали, что Монголия - не какой-нибудь забытый Богом уголок. Мы прошли сложнейший маршрут, большая часть нашей команды - дети 14-16 лет. Я ни разу не слышала нытья, ни один не жаловался. Мы все воспринимали с улыбкой и шутками, как бы тяжело не было. Мы поддерживали друг друга в любой ситуации, за что всем огромное спасибо.