Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №6 2012 г. (июнь 2012)


А вы знаете, что....
Мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№6 (198) 2012 год / Страница 12-13

Непрерывное экологическое образование учащихся

И вновь звучат «Зелёные колокола»

Открытие фестиваля
Торжественное открытие 12-го фестиваля юных экологов «Зелёные колокола» состоялось в актовом зале МБОУ «Айская средняя общеобразовательная школа» Алтайского района 1 июня 2012 года. У фестиваля есть своя традиционная символика. Это баннер с зелёными колокольчиками, песня и кукла-талисман.
Фестиваль организовали и провели:
- Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи.
- Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
- Алтайский краевой детский экологический центр.
Поддержку фестивалю оказали МБОУ «Айская СОШ» Алтайского района – директор С.В. Ольгезер и краевой оздоровительный лагерь «Алтай» – директор Н.В. Молчанова, а также Государственный заповедник «Тигирекский». Информационный партнёр фестиваля – общественно-экологическое издание «Природа Алтая» – главный редактор С.И. Малыхин.
С приветствием и пожеланиями успешной работы и творческих достижений к участникам фестиваля обратилась специалист отдела воспитания и дополнительного образования управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи Наталья Владимировна Батлук. Затем выступили директор Айской школы Светлана Владимировна Ольгезер и профессор кафедры землеустройства, земельного и городского кадастра факультета природообустройства Алтайского государственного аграрного университета Виталий Александрович Рассыпнов.
Всю программу открытия фестиваля провела заведующий учебно-воспитательным отделом АКДЭЦ Наталья Борисовна Козлова. Она рассказала об истории юннатского движения на Алтае и отметила, что фестивали юных экологов «Зелёные колокола» также вошли в историю экологического просвещения учащихся края. Нынешний 12-й фестиваль посвящён Красной книге.

Конкурсы на экологической тропе
Все конкурсы были распределены по маршруту экологической тропы, которая была заранее проложена в окрестностях села Ая. На каждой стоянке конкурсантов ждали теоретические вопросы и практические задания.
На площадке «Красная книга» задание состояло из двух частей: нужно было дать видовые названия растений и животных, изображенных на картинках, и разгадать кроссворд, в котором зашифрованы названия заказников Алтайского края. Выслушивала ответы и ставила баллы Наталья Борисовна Козлова.
С первой частью задания справились почти все команды, но не все правильно назвали растения и животных до вида. Вторая часть вызвала наибольшие затруднения, чем первая. Только четыре команды угадали четыре названия заказника.
Максимальное количество баллов, которое можно было получить за конкурс – 5, ни одна команда не набрала. Лучший результат (по 4 балла) оказался у команд Алтайского и Бийского районов. Четыре команды получили всего по половинке балла. Средний балл за конкурс – 2,3.
На следующей остановке конкурсантов ожидала Людмила Ивановна Патрушева. Здесь проверяли знания по адаптации организмов к среде обитания. Конкурс проводился на берегу реки Катунь. Надо было назвать экологические факторы данного водоёма; определить пять растений и рассказать, как они приспособились к условиям среды.
Лучшими были команды Алтайского и Локтевского районов. Однако ряд команд показал очень низкий уровень практической подготовки.
Общий недостаток – неумение теоретические знания применить на практике. Слабость показали участники в определении факторов данной экосистемы луга и поэтому не могут ориентироваться в адаптационных показателях выбранных видов. Ассортимент растений, который выбирали участники для ответа тоже желает быть более широким. Все знают одуванчик, подорожник, но не все смогли определить такие широко распространённые растения, как клевер белый, лапчатка и другие.
Третий конкурс на экологической тропе назывался «И кормят, и лечат». Его проводил аспирант кафедры зоологии Алтайского госуниверситета Сергей Игоревич Молоканов.
Абсолютно все участники команд справились с заданием, посвящённым лекарственным и пищевым растениям. Они с лёгкостью указали пять видов лекарственных растений, произрастающих вблизи. Это были, в основном, повсеместно встречающиеся растения нарушенных мест обитания, такие как крапива, подорожник, чистотел, лопух, одуванчик. Легко ребята составили и меню из произрастающих поблизости съедобных растений.
На остановке «Биоценоз луга» ребят встречала Ольга Владимировна Землянова. Ребятам нужно было составить пищевую сеть из 10 видов, обитающих на данной площадке. С таким простым заданием справились далеко не все команды. В основном строили пищевую цепь из 4-5 звеньев. Во втором задании нужно было привести примеры симбиотических отношений, опять же, на примере видов данной площадки. Это задание вызвало наибольшие затруднения. Лучшими ответами отличились команды Алтайского, Бийского районов.
Конкурс «Биоценоз леса» проводила Нонна Анатольевна Понамарёва на горе Весёлой в смешанном лесу. Конкурс включал два вопроса: назвать растения лесного биоценоза (не менее девяти видов) и животных (не менее пяти видов) по ярусам, а также установить виды антропогенного воздействия на данный биоценоз. Лучшими были команды Алтайского, Бийского, Локтевского, Шелаболихинского районов, города Рубцовска.
Общий недостаток – неумение теоретические знания применить на практике, особенно ярко это проявлялось при ответе на второй вопрос. Участники рассказывали об антропогенном влиянии, абстрагируясь от конкретного биоценоза. Некоторые команды делают ошибки в нумерации ярусов. Недостаточно хорошо ребята ориентируются в видовом разнообразии лесных растений.

Конкурс видеороликов «Сохрани свою планету»
На 12-м фестивале юных экологов «Зелёные колокола» впервые был проведён конкурс видеороликов. Все команды заранее получили задание на создание тематических видеороликов по охране природы, но с юмористической окраской. Работу делали дома, и все ребята представили интересное видео со звуковым рядом.
Большое внимание в данном конкурсе уделялось комедийной постановке серьёзных проблем, так как через юмор легче и быстрее обратить внимание общественности на то, что имеет значение для каждого жителя Земли. Видео должно быть забавным и оригинальным.
Это могла быть пародия, песня или просто мини-ролик о том, что всех волнует. Видео должно длиться не более трех минут и соответствовать тематике. Баллы выставлялись за оригинальность представленного материала, научную достоверность приведённых сведений, наличие комедийного сюжета, отражение актуальных проблем защиты природы, художественное оформление.
Жюри отметило, что видеоролики всех команд соответствуют заявленным требованиям в большей или меньшей степени. Наиболее высоко оценена работа команды МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» города Барнаула – 14,8 балла, из 15 возможных. Ролик с самого начала вызвал смех в зале. На протяжении всего времени чётко прослеживалась сюжетная линия. Ребята осветили насущную проблему жителей города.
Барнаул, как крупный промышленный центр, характеризуется большой концентрацией антропогенных объектов на ограниченной территории, оказывающих негативное воздействие на компоненты природной среды.
Большая часть природных комплексов города относится к территориям с напряжённым экологическим состоянием, частично за исключением пойменной части Оби и Барнаулки.
Основное загрязнение, источниками которого являются предприятия промышленности и печное отопление частного сектора, приходится на атмосферу. Выбросы вредных веществ от стационарных источников составляют до 80 тысяч тонн ежегодно. Существенное влияние на атмосферу оказывает автотранспорт.
Усугубляет обстановку в городе и сложившаяся в последнее время тенденция повсеместного выпиливания старых деревьев, разбивки газонов и посадки ковровых клумб. Всё это конечно придаёт эстетичность городу, но, к сожалению, плохо справляется с загрязнением атмосферы, снижением шумового загрязнения и не может защитить от повышенной солнечной инсоляции и температуры в жаркие дни.
В ролике непосредственно снимались ребята из команды, качественно и с юмором выполнено озвучивание. На одну десятую балла ниже оценён ролик команды МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Табунского района. Ребята в ролике органично использовали кадры из мультфильма. На одном уровне оказались команды Алтайского и Бийского районов.
Участники команды МБОУ «Айская СОШ» основной идеей ролика выбрали воспитательную работу с подрастающим поколением, удачно подобрали музыкальное сопровождение. Ребята команды МБОУ «Лесная СОШ» Бийского района отразили актуальные проблемы защиты природы, интерпретировав «Вредные советы» Г. Остера.
Наряду с достаточно высоким уровнем работ, были и ролики больше похожие на простые презентации с набором меняющихся картинок из интернета, либо с недостаточно явной сюжетной линией. Они и получили меньшее количество баллов.

Конкурс «Презентация команд»
Конкурс презентаций команд состоялся 3 июня в 10 часов в актовом зале МБОУ «Айская средняя общеобразовательная школа» Алтайского района.
По условиям конкурса каждая команда выставляла театрализованное представление девиза и основной идеи фестиваля, посвящённого 75-летию образования Алтайского края.
Для успешного выступления команд Оргкомитетом были созданы все необходимые условия. Ребятам была предоставлена аудио- и видеоаппаратура, микрофоны. В зале присутствовали участники всех команд и их руководители. В составе жюри работали Н.А. Понамарёва, О.В. Землянова под председательством профессора АГАУ В.А. Рассыпнова.
На выступление каждой команде отводилось по пять минут. Все команды за это время успевали донести до зрителей и жюри основные направления в своей работе. Для этого они использовали видеоролики, слайд-шоу, песни, танцы, короткие сценки. Слабым местом некоторых команд оказалось отсутствие тематического оформления сцены и соответствующих костюмов.
Оценки все члены жюри выставляли в баллах по четырём укрупнённым показателям: за соответствие теме и содержательность; за художественное оформление презентации; за артистичность; за оригинальность.
К несомненным достижениям конкурсантов необходимо отнести оригинальность презентаций команд с отражением достижений по охране природы родного города, села, района. Музыкальное сопровождение с использованием оригинальных текстов создавало праздничность и в то же время подчёркивало актуальность и необходимость экологического просвещения.
В подготовке команд особая роль принадлежит руководителям, и это хорошо прослеживалось в выступлениях команд. Опытные педагоги из Шелаболихинского (Ю.П. Мраморнова), Бийского (С.Б. Николаева), Локтевского (С.А. Мадыкина) районов, из города Новоалтайска (Т.А. Кораблёва) при всей самостоятельности школьников сумели оказать им профессиональную методическую помощь. Это хорошо сказалось на добротных знаниях фактического материала по различным разделам экологии.

Конкурс капитанов
От капитана команды зависит слаженность в работе всех участников и дисциплина исполнения каждым своих обязанностей. Кроме организационной работы в команде все капитаны участвовали в специальном конкурсе. В программу конкурса было включено пять заданий: по терминологии (1 балл); ответы на вопросы в картинках (5,5 балла); ответы на вопрос о животном «Кто я?» (3,5 балла); выполнение задания по страницам Красной книги (2 балла); решение экологической задачи (3 балла). Максимальное количество баллов 15. Фактически лучшим капитаном набрано было только 11,6 баллов.
Конкурс проведен четко, грамотно. От каждой команды присутствовали наблюдатели, которые отметили оригинальность заданий и их разнообразие в пределах программы.
Ценно, что после выполнения каждого задания ведущим были даны правильные ответы на заданные вопросы. Чётко разработана система оценки заданий, которая учитывала сложность предложенных вопросов.
Безусловно, конкурс капитанов необходим, и данная форма его проведения устраивает как конкурсантов, так и организаторов.

Итоги фестиваля
Четыре дня пролетели в напряженной работе всех участников фестиваля. Организаторы кроме конкурсов провели также занятия с учащимися и педагогами. Для участников были проведены занятия по направлениям «Общая экология», «Особо охраняемые природные территории и объекты» и «Экология растений».
По основам экологии участникам была предложена рабочая тетрадь. Были рассмотрены вопросы: среда обитания; биоценозы и экосистемы; биоиндикация сред обитания; взаимоотношения в биоценозах. Использовались разные формы проведения занятия: беседа, игра, практикум на природе и др.
На занятиях по направлению «Особо охраняемые природные территории и объекты» ребята вспомнили типы ООПТ Алтайского края, с некоторыми из них познакомились достаточно подробно. Были использованы презентации, видеофильмы, игровые задания.
К занятиям по направлению «Экология растений» был подготовлен справочный материал, который получил каждый учащийся в группе. Был рассмотрен вопрос: видовое разнообразие лесного фитоценоза по ярусам, а также проведено практическое занятие по определению растений с определителем растений Алтайского края.
Уровень подготовки ребят разный, тем не менее, все занимались активно и проявляли интерес. У детей была возможность задать уточняющие, интересующие их вопросы. Только в этом случае они понимают свои ошибки, неточности, которые совершили, участвуя в конкурсах фестиваля.
С педагогами, руководителями команд, приехавших на фестиваль, проводил занятия профессор АГАУ В.А. Рассыпнов. Он предложил на выбор пять наиболее актуальных тем для организации экологического образования. Были выбраны проблемные темы по уникальности природы Русского Алтая, современному состоянию природной среды Алтая и организации исследовательской работы с детьми по природоохранной тематике.

Награды победителям
Итоги фестиваля и награждение победителей проходили в актовом зале Айской школы. Вся церемония была торжественной, праздничной, и в то же время с элементами развлечений. Каждая команда-призёр вместе с призом и Дипломами получала музыкальное поздравление.
Дипломом управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи и памятными призами в номинации «Презентация команд «Хранители Земли» награждена команда Бийского района. В конкурсе видеороликов «Сохрани свою планету» победила команда города Барнаула. Лучшей командой на экологической тропе оказался Алтайский район. Главным капитаном фестиваля стала Анна Овечкина из команды Алтайского района (Айская школа).
Абсолютным победителем фестиваля стала команда Айской школы Алтайского района и ей присуждено первое место.
Второе место было присуждено трём командам. Это городская станция юных натуралистов города Барнаула, Александровская школа Локтевского района и Лесная школа Бийского района.
Третье место получили также три команды. Это Дом детского творчества из Целинного, Шелаболихинская школа №2 из Шелаболихинского и Центр Дополнительного образования детей из Табунского районов.
Также были вручены благодарности Оргкомитета фестиваля юных экологов «Зелёные колокола» командам станции юных натуралистов города Новоалтайска, Центру внешкольной работы «Малая Академия» города Рубцовска, Детской эколого-биологической станции города Камня-на-Оби, Троицкого, Благовещенского, Ребрихинского и Косихинского районов.
Не остались без поощрения и педагоги, которые подготовили призёров фестиваля. Памятные призы от организаторов и партнёров фестиваля были вручены Валентине Владимировне Булейко, Юлии Петровне Мраморновой, Вере Дмитриевне Шегуровой, Славяне Борисовне Николаевой, Елене Владимировне Борисенко, Светлане Алексеевне Мадыкиной и Валентине Алексеевне Забродиной.
Время неумолимо пролетело, и настали минуты расставания. Все участники фестиваля надеются, что впереди ещё будут новые встречи и новые успехи в познании природы.

Слово учителю
Вот уже шестой раз я привожу команду на фестиваль юных экологов «Зелёные колокола» – сказал учитель В. Забродина. – Здесь нас, команду Целинного района, встречают как старых и добрых друзей, а мы заводим новые знакомства и приобретаем новые знания. Впечатления всегда остаются только самые хорошие, которые формируют положительные эмоции и прекрасное настроение. Все мы, и дети, и педагоги, повышаем здесь свой уровень знаний и практических умений. Каждый раз узнаём много нового и интересного.
Меня всегда приятно поражает отзывчивость и доброжелательность организаторов фестиваля. Они мастера своего дела и всегда профессионально и, главное, интересно как для детей, так и для нас – учителей, проводят занятия и мастер-классы. Есть, что вспомнить и рассказать коллегам и ученикам, особенно об увиденном на экскурсиях.
Плотный график конкурсов всё же дал возможность побывать в уникальном дендропарке компании «Биолит» в селе Алтайское, забраться на скалу «Чертов палец» и посмотреть на чудо природы – озеро Ая.
Огромное спасибо всем организаторам фестиваля за чёткую работу, а администрации центра «Алтай» за вкусную еду и хорошие условия проживания.
Н. ПОНАМАРЕВА,
методист АКДЭЦ

В. РАССЫПНОВ,
д.б.н., профессор АГАУ

Л. ПАТРУШЕВА,
педагог АКДЭЦ

В. ЗАБРОДИНА,
учитель из Целинного района


























Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2019 г.©